Январь неожиданно резко улучшил настроение управляющих глобальными активами: они больше не опасаются повторения мировой рецессии, выяснил BofA Merrill Lynch (BofA ML).
Пессимизм почти 300 управляющих активами совокупной стоимостью более $0,8 трлн резко снизился, зафиксировал регулярно их опрашивающий BofA ML. Еще в декабре число уверенных в том, что в течение 12 месяцев темпы мировой экономики замедлятся, на 27% превышало число оптимистов, в январе — всего на 3%. В августе, когда
Столь резкого роста числа оптимистов не было с середины 2009 г., когда мировая экономика пошла на поправку. Сейчас надежды инвесторов связаны, наоборот, с неизбежностью дополнительных стимулов: в то, что ФРС не предпримет нового количественного смягчения, верят только 38%, а что того же не сделает ЕЦБ — лишь 15%, причем соответственно треть и две трети ожидают монетарного стимула в первой половине 2012 г. Повышение ФРС ставок отодвигается все дальше: 53% полагают, что оно произойдет не раньше середины 2013 г. Чуть уменьшилось число допускающих распада Евросоюза — с 48% в декабре до 45%. Почти половина респондентов считает евро переоцененным: инвесторы делают ставку на укрепление доллара.
Возвращается интерес к риску: его индикатор поднялся на максимум с июля 2011 г. Управляющие продолжают выходить из наличных денег, предпочитая бумаги американских компаний, — к Европе отношение остается настороженным. На 10-месячном максимуме процент тех, кто считает оправданным увеличение инвестиций в бизнес (55%).
Столь неожиданный разворот настроений удивил cамих опрашивающих, озаглавивших отчет о нем «Это экономика, болван». В краткосрочной перспективе рост оптимизма может привести к перераспределению денежных потоков в более рисковые активы и на развивающиеся рынки, говорит главный экономист BofA ML по России и СНГ Владимир Осаковский. Но чтобы этот тренд стал устойчивым, нужны фундаментальные хорошие макроэкономические данные или решительные антикризисные меры, указывает он: без этого эйфория может продлиться несколько недель, потом оптимизм пойдет на убыль.
Глобальный корпоративный сектор, напротив, входит в 2012 г. с финансовыми запасами на 10-летнем максимуме: компании накопили $4,2 трлн, посчитали аналитики Citi. Это на 5% больше, чем в конце 2010 г., несмотря на 10%-ный рост капитальных вложений. В то же время для финансового буфера достаточно трети этой суммы, считают в Citi, и, даже если финансовые рынки закроются на год, все еще останется $1,4 трлн «лишних» денег (исключение — европейский бизнес, у которого свободных денег нет вовсе). Одним из способов применения свободной ликвидности может стать продолжение выкупа собственных акций: так, в США за 2011 г. объемы покупок выросли на 43%. Ралли на рынках сырья вряд ли повторится
Ольга КУВШИНОВА, Екатерина КРАВЧЕНКО