Первый вице-премьер Игорь Шувалов пообещал бизнесу масштабную налоговую реформу, после которой правила игры не будут меняться в течение 5—6 лет. Но какими они будут, чиновники еще не придумали.
Весной правительство определит, как будут меняться налоги, а до конца года будут приняты необходимые законы, заявил Шувалов, выступая вчера на Гайдаровском форуме. После 2013 г. налоговая система останется стабильной в течение 5—6 лет, пообещал Шувалов. Какими могут быть преобразования, он не уточнил.
Представители бизнеса по-разному оценивают обещание стабильности.
По словам представителя секретариата Шувалова, вся работа должна завершиться до ухода Госдумы на летние каникулы. Началась же она в конце декабря: встречаясь с «Деловой Россией», премьер и кандидат в президенты Владимир Путин поручил проработать «налоговый маневр», который стимулирует инвестиции в производство и «новую индустриализацию». По словам двух чиновников финансово-экономического блока правительства, предложения по маневру поручено подготовить к 15 февраля и пока своего проекта нет ни у Минфина, ни у Минэкономразвития. По мнению одного из чиновников, ни о каком маневре не может быть и речи, пока не будет решено, что делать с пенсиями, социальным страхованием и страховыми взносами.
Свой вариант маневра уже подготовили правительственные эксперты, корректирующие стратегию развития России до 2020 г. (см. статью на этой же странице). Они предлагают снизить налоги на труд и капитал, повысив на потребление — в первую очередь акцизы на табак и алкоголь (к 2014 г. в среднем вдвое в сравнении с уже проиндексированными в бюджете). Также эксперты призывают серьезно сократить или ликвидировать льготы по НДС, повысить нагрузку на газовую отрасль, ввести на новых нефтяных месторождениях налог на дополнительный доход взамен экспортных пошлин и части НДПИ, а затем провести аналогичную реформу в других сырьевых отраслях. Наконец, они предлагают снова превратить страховые взносы в соцналог с общей ставкой в 30%. Ключевые проблемы две, резюмирует ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов: переход от равномерной к принципиально различной нагрузке на сырьевые и обрабатывающие отрасли, а также приведение в порядок системы налогов на роскошь и вредные товары.
Нефтяников волнует НДПИ, остальной бизнес — ситуация с НДС и обсуждающимся налогом с продаж, социальными налогами, перечисляет Юргенс: «Сколько отраслей, столько и мнений». Пора прекратить «шараханья с НДС [и налогом с продаж]», советует Борисов: лучше все оставить, как есть, бизнес уже привык. Нужно решать вопрос с единым налогом на вмененный доход (ЕНВД, см. врез), добавляет он, а налоговые поступления от малого бизнеса нужно на 80% передавать регионам, это стимулирует предпринимательскую активность.
Самое важное определить, что является каркасом налоговой системы — налоги с прибыли, труда и добавленной стоимости либо с сырья, потребления и недвижимости, считает Галушка. Второй по значимости вопрос — решение по страховым взносам, отделение задачи формирования пенсионных прав от выплаты текущих пенсий, продолжает он: взносы тогда можно снизить до 22%. Третий вопрос — налоговая конкуренция особенно со странами Таможенного союза, добавляет Галушка.
Необходимы инвестиционная льгота, существенные льготы для компаний, вкладывающих в НИОКР, перечисляет совладелец «Нового содружества» (контролирует «Ростсельмаш») Константин Бабкин, а бизнесу в депрессивных регионах — более льготные режимы. Судя по ситуации в экономике, повышение налогов неизбежно, пессимистичен управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. Раз так, налоговую систему необходимо хотя бы упростить, просит он: например, сделать налоговую отчетность максимально близкой к стандартам МСФО.
Дмитрий КАЗЬМИН, Маргарита ЛЮТОВА, Евгения ПИСЬМЕННАЯ