Экономисты продолжают подводить итоги 2011 года. Одним из главных стало снижение инфляции до рекордных для России 6,1%. В этом есть заслуга ЦБ, который ослабил контроль за курсом рубля, что позволило сократить интервенции на валютном рынке. Но у жесткой антиинфляционной политики может быть оборотная сторона — банковская система лишилась избыточной ликвидности, и банкиры не исключают, что им понадобится дополнительная поддержка государства. Эксперты считают, что ситуация пока далека от кризисной.
Последствия исчезновения «навеса» ликвидности анализируют сотрудники Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в последнем исследовании «Финансовые индикаторы: итоги 2011 года и перспективы 2012 года». Ведущий эксперт центра Олег Солнцев констатирует, что возникший еще в конце 2009 года избыток ликвидности в прошлом году растаял, снизившись с 70—80% активов банковской системы в начале года до 10—20% в конце. Банки стали намного меньше выводить средств из оборота и вкладывать их в облигации и депозиты Банка России. Главная причина — компании и граждане вновь предъявили спрос на кредиты. Темпы розничного и корпоративного кредитования по итогам 2011 года действительно продемонстрировали рост более чем на треть от объемов 2010 года, значительно превысив прогнозы рынка и монетарных властей.
Однако на этом фоне повышается уязвимость банковского сектора к возможным внешним шокам. Например, 16 января российские банки привлекли рекордный с 2009 года объем средств ЦБ в рамках трехмесячного репо, что может говорить об ожидании нового кризиса ликвидности.
На недавнем Гайдаровском форуме о грядущем дефиците средств говорил глава Сбербанка Герман Греф — он призвал ЦБ расширить поддержку банков, например, вернуть выдававшиеся в разгар кризиса льготные беззалоговые кредиты. Впрочем, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев в ответ заверил, что существующих инструментов достаточно.
В ЦМАКП также полагают, что исчезновение избыточной ликвидности не создает угрозу потери платежеспособности российских банков. А то, что спрос на дополнительные средства заставил банки обратиться к монетарным властям, само по себе неплохо, считают эксперты. «К концу 2011 года доля кредитов Банка России и депозитов Минфина в общем объеме привлеченных средств банков превысила 4%. В результате возник работающий механизм воздействия процентной политики монетарных властей на процентную политику банков», — отмечает Солнцев.
Помимо этого исчезновение избытка ликвидности помогло переходу к более сбалансированному соотношению ставок по кредитам и депозитам, считают эксперты. «Все свидетельствует о том, что рост ставок, а соответственно и объемов депозитов ускорится, а кредитов замедлится. Это позитивно с точки зрения минимизации кредитных рисков и снижения спроса на внешние заимствования со стороны банков, что делает их менее уязвимыми от шоков с неспокойных внешних рынков», — констатирует старший партнер компании BDO в России Антон Ефремов.
Но этого может и не произойти, если реализуется другой риск, на который указывает ЦМАКП. Помимо снижения избыточной ликвидности в 2011 году значительно ухудшился показатель отношения собственного капитала российских банков к активам (достаточность капитала) — с 18,1% на начало года до 14,7% в конце. «Уровень достаточности капитала упал ниже уровня, наблюдавшегося накануне прошлого кризиса (15,5% на начало 2008 года)», — уточняет Солнцев. По словам аналитика, в банковской системе сформировалась значимая «группа риска», состоящая из порядка 100 банков с низким уровнем достаточности капитала, неясными перспективами его повышения за счет прибыли, высокой долей проблемных долгов или рискованных ценных бумаг в портфеле. «На эту группу приходится около 20% активов системы, в нее входят пять-шесть банков из числа 30 крупнейших», — отметил Солнцев.
Причина — опять же бурный рост кредитования в прошлом году. Часть экспертов считает, что ситуация повторится и в 2012 году. «Для многих российских компаний внешние рынки остаются закрытыми для заимствований, и возможная внешняя долговая нагрузка корпораций будет переложена на внутренний банковский рынок. На этом фоне стоит ожидать, что рост прибыли будет отставать от роста кредитного портфеля, что и спровоцирует снижение уровня достаточности капитала», — прогнозирует аналитик Fitch Ratings Владимир Маркелов. «В 2011 году мы наблюдали рост кредитного портфеля более чем на 35% в основном за счет банков с госучастием, в нынешнем году мы ждем активизации коммерческих банков», — уточнила аналитик Standard amp; Poors Елена Романова.
Впрочем, снижение уровня достаточности капитала, пусть даже до уровней 2008 года, не станет причиной повального банкротства в российской банковской системе, уверен заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. «Кредитные организации могут намеренно снижать уровень достаточности капитала до минимальных значений в рамках установленных нормативов, контролируя его и таким образом повышая капитализацию банка», — считает Мельников. А в ЦМАКП ссылаются на результаты проведенных в ходе исследования стресс-тестов, которые указывают, что даже в случае внешних шоков «группа риска» в российской банковской системе если и увеличится, то ненамного.
Рита ДОЛЖЕНКОВА