Минфин предлагает облагать налогом процентные платежи в адрес зарубежных SPV-компаний — фактических эмитентов еврооблигаций, следует из датированного 30 декабря письма замминистра финансов Сергея Шаталова в Федеральную налоговую службу (копия есть у «Ведомостей», сотрудник Минфина подтвердил его подлинность).
Дело в том, что отечественные компании и банки выпускают облигации не самостоятельно, а через специально созданные для этой цели зарубежные структуры. Полученные от размещения средства те, как правило, размещают на депозите в российском банке. Проценты по вкладу аналогичны купонному доходу по евробондам, объясняет схему Шаталов. Эти деньги транзитом отправляются владельцам бумаг. Поэтому Минфин не считает SPV-компании конечным получателем процентных доходов. А раз так, то они не должны подпадать под соглашения об избежании двойного налогообложения или под льготное налогообложение, резюмирует Шаталов.
15 лет такая схема работала и до сих пор вопросов не вызывала, недоумевает работающий в России инвестбанкир. Цена вопроса — 20% от всех купонных выплат (ставка налога на прибыль). А если будут взиматься пени и штрафы, то еще больше, ведь тогда претензии могут затронуть почти все обращающиеся выпуски, а их объем — более $100 млрд, говорит он: «Минфин открывает ящик Пандоры».
Позиция Минфина существенно ухудшит возможности для внешних заимствований в условиях, когда на рынках сохраняется нервозность и привлекать ресурсы
Получить комментарии представителя Минфина вчера не удалось.
Впрочем, партнер Ernst & Young Владимир Гидирим не ждет волны налоговых репрессий: «Налог нельзя взять с налогового агента, только штраф».
Но эмитенты все равно взволнованы. В любом проспекте еврооблигаций есть оговорка, которая предполагает, что в случае изменений в налоговом режиме корпорации придется увеличивать выплаты, с тем чтобы результирующая была эквивалентна обещанному изначально купону, говорит руководитель управления первичных размещений «Тройки диалог» Сергей Видяев. Например, «Транснефть» оценивает возможные потери в несколько миллиардов рублей, уточняет близкий к монополии источник.
Удар по самым сильным
Больше всего при таком сценарии пострадают крупнейшие эмитенты евробондов — «Газпром» (более $20 млрд), ВТБ (более $9 млрд вместе с Банком Москвы),
Антон ТРИФОНОВ, Дмитрий КАЗЬМИН, Оксана ГАВШИНА