Представители российской власти в Давосе были самокритичны и подчеркивали свою приверженность «великой трансформации». Так называлась главная тема глобального форума. На российских сессиях речь шла о назревших реформах в России.
Обсудив необходимость новой модели экономики в первый день, на второй, на деловом завтраке Сбербанка, его участники говорили о политических реформах, которые должны помочь эту новую экономику выстроить. Россия заслуживает другой политической системы, сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов: «отсталость и ограниченность» нынешней породила монополизацию экономики, коррупцию, давление на СМИ. Правительство всегда находит оправдания, чтобы не продавать госактивы, а если бы общество на него давило, заставляя выполнять обещания, ситуация была бы иной, заметил он. Проблема даже не в доле государства в экономике, а в его некомпетентности — вмешивается в частный бизнес, сдерживая конкуренцию, сказал первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Страдает не только бизнес, заметил помощник президента Аркадий Дворкович. Российское общество напоминает ему одну картинку — собака на роликовых коньках стоит с мороженым перед дверью, на которой указано, что с собаками, мороженым и на роликах заходить внутрь нельзя: «На велосипеде можно, с конфетой можно, кошкам можно, а собакам на роликах с мороженым — нельзя». Одно из проявлений коррупции — в отсутствии социальных лифтов, пояснил он: «Видимо, такие вот собаки на роликах и с мороженым и должны создать правую партию».
Поэтому происходящие сейчас общественно-политические процессы позитивны, оценил Шувалов: «Мы имеем возможность услышать четкие совершенно голоса, жесткие голоса о том, что такой статус терпеть больше невозможно и его надо обязательно изменить». Только лучше не так, как в 1991-м, добавил он. Опираться можно только на то, что сопротивляется, рассудил Дворкович: «Нам нужно это сопротивление». Но только если оно не «тупое и ни к чему не ведущее», добавил он. Проблема же не в том, что мы не знаем, что делать, подытожил Улюкаев: «Все мы знаем, что делать — от Кремля и до Болотной площади, до самых до окраин, только не делаем почему-то. Давайте делать».
Как выяснилось в результате голосования, предложенного президентом Сбербанка Германом Грефом, основные вызовы для России — коррупция, чрезмерный госсектор и устаревшая политическая система, а за эффективность властям поставлен «незачет» (см. врез). Прозрачной и эффективной власть без политической конкуренции не будет, подчеркнул бывший министр финансов Алексей Кудрин. Премьер и кандидат в президенты Владимир Путин в опубликованной сегодня в «Ведомостях» статье (см. стр. 01) вопросам институтов и их роли в экономике уделяет меньше места, чем обсуждению промышленной и технологической политики. Вывод «о разрастании госкапитализма» в России он называет ошибочным.
Год назад в Давосе Шувалов рассказывал об инвестиционной привлекательности России, к недостаткам предлагая относиться философски: «У нас есть две стороны монеты: те, кто заработал много, и те, кто все потерял и даже умер».
Смена риторики — результат общественных протестов, считает научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Ясин: «Четвертого декабря произошло исключительно важное событие — российские избиратели, которых считали быдлом, консервативным народом, довольным тем, что есть, проголосовали против курса, который был до сих пор». Перечисленные в Давосе проблемы далеко не новы и сами власти давно о них знали, замечает он. В Давосе выступили люди, давно придерживающиеся либеральных позиций, но прежде державшиеся в более строгих рамках, согласен главный экономист ФК «Открытие», политолог Владимир Тихомиров. Сейчас эти рамки раздвинуты «сверху», уверены Ясин и Тихомиров: и Медведев, и Путин в ответ на массовые протесты решили проявить гибкость, инвесторам послан сигнал — реформы будут. К осуществлению структурных реформ в экономике власти и так подошли вплотную, для этого Путину и нужен был контроль над парламентом, убежден Тихомиров, митинги стали дополнительным катализатором и политических перемен.
В Давосе чиновники исполнили номер, которого от них ждет публика, скептичен директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко: это в России можно заявлять, что правительство ошибок не делает, для Запада такое не пройдет. Это «экспортный вариант», согласен главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков, но и в России о всех ее проблемах много говорилось: «Просто есть риторика и есть реальные действия: например, правую партию уже искусственно создавали, и мы видели, что потом с ней стало». Для естественной консолидации необходимо время и условия, но если давление на власть со стороны населения ослабнет, то ее слова так словами и останутся, опасается он.
«Неуд» за систему
Эффективность власти 27,3% участников завтрака Сбербанка оценили на 3 балла из максимальных 9, еще 19,1% — на единицу; на 9 баллов — лишь 1,5%. «Это не мы с Аркадием Дворковичем», — уточнил Шувалов.
Ольга КУВШИНОВА