Ровно год назад всемирно значимое и столь же известное заседание политиков, глав корпораций, банков и просто миллиардеров в швейцарском горнолыжном курорте Давос завершилось однозначным признанием того, что пик финансовой нестабильности пройден и на смену экономическому кризису грядет политический.
Именно в то же время разгоралась арабская весна, завершившаяся революциями и массовыми протестами. Тогда на фоне кровавых переворотов слабость евро и высокая безработица в США казались незначительными, и первые лица ведущих государств говорили о будущем мировой экономической системы «с осторожным оптимизмом».
Сегодня очевидно, что в Давосе образца прошлого года либо пытались «не раскачивать яхту», либо не осознавали реальной угрозы, нависшей как над еврозоной, так и над глобальной экономикой в целом. Давос-2012 резко сменил тональность и запомнился наблюдателям мрачными прогнозами, туманными перспективами и крайне пессимистичными заявлениями.
Так сквозь немецкий рационализм канцлера Ангелы Меркель просочилась довольно грустная констатация того, что мир не верит в способность Европы преодолеть внутренние проблемы. Президент Швейцарии Эвелин Видмер-Шлумпф в свою очередь высказала неуверенность в том, что еврозона сможет справиться с брошенным ей вызовом. Чиновников поддержали и бизнесмены: всемирно известный предприниматель Дэвид Рубинштейн не постеснялся заявить, что партия Европы практически сыграна.
Призрак капитализма
Призрак бродит по Европе — призрак капитализма. Примерно так описал бы общее настроение завершившегося накануне в Давосе международного экономического форума Карл Маркс. Хотя Давос так и остался большой тусовкой для богатых и знаменитых, его участники в этот раз все чаще вспоминали о бедных и обделенных. И прежде всего тему социальной несправедливости, как ни странно, поднимали миллиардеры.
Ирландский бизнесмен Денис О«Брайен предложил активно бороться с нищетой на Гаити. «Корпорации должны принять тот факт, что нужно отдавать часть доходов на социальные нужды», — подчеркнул ОБрайен. Другой миллиардер, Викас Оберой, назвал неравное распределение богатства главной бедой современного мира. Обеспокоенность высоким разрывом в доходах между бедными и богатыми высказал также индийский предприниматель Азима Премжи, который предсказывает «хаотичное восстание в мировом масштабе» в том случае, если эта проблема не будет решена. Знаменитый инвестор Джордж Сорос в свою очередь выступил за повышение налогов для богатых.
Необходимость перемен в распределении благ — вот главный урок, который преподала мировому сообществу «арабская весна». Политические потрясения в арабском мире, системный кризис в еврозоне и финансовая неустойчивость США заставили мировую элиту задуматься о кризисе капитализма. Неудивительно, что в этом году темой Давоса была «Большая трансформация: создавая новые модели». Как пояснил председатель форума профессор Клаус Шваб, «капитализм в своем нынешнем виде уже не соответствует миру вокруг нас». Также он заметил, что глобальная трансформация необходима, и она должна начинаться с восстановления чувства социальной ответственности.
На дискуссионных площадках миллиардеры откровенно признавали, что четырехлетний кризис увеличил пропасть между доходами богатых и бедных, способствовал еще большему расслоению общества и росту социального недовольства. Глава администрации Гонконга Дональд Цанг, отметив, что состоит на госслужбе, тесно связанной с финсектором, уже 40 лет, сказал: «Разрешите мне поделиться с вами: мне никогда не было так страшно за мир, как сейчас». Призыв переосмыслить современную экономическую систему стал лейтмотивом всех встреч в рамках форума. Глава ВТО Паскаль Лами заявил, что рыночный капитализм нуждается в более строгих международных правилах. По его мнению, сплоченность мирового сообщества в решении торговых, валютных и социальных проблем должна стать главным приоритетом в будущем.
Подмоченный имидж
В прошлом году российская делегация была гораздо более представительной, чем в этом. Тогда ее возглавил президент Дмитрий Медведев, который пытался убедить мировую бизнес-элиту вкладывать серьезные деньги в отечественную экономику. Глава государства озвучил имидж «новой России», в основу развития которой были положены десять принципов, среди которых приватизация, модернизация и масштабная борьба с коррупцией. За год из заявленного удалось лишь вступить в ВТО. По другим фронтам цифры говорят сами за себя: приватизировать удалось только часть акций ВТБ, а размер средней взятки в России за прошлый год вырос в четыре раза — до 250 тыс. руб.
Несмотря на небольшое число делегатов из России, русская тема на форуме обсуждалась довольно активно. Самым громким заявлением стало мнение известного экономиста Нуриэля Рубини о том, что Россия недостойна места в пятерке ведущих развивающихся стран БРИКС, поскольку ее власти за последние 10 лет не сделали ни единого шага в верном направлении. Экономист выразил мнение, что Россию целесообразно исключить из БРИКС, заменив ее на более динамично развивающуюся Индонезию.
В Давосе обсуждали и «русскую зиму» — заметное усиление протестных настроений, вылившееся в митинги на Болотной и Сахарова. Так на деловом завтраке, организованном Сбербанком, был проведен опрос, какая проблема в России — главная. Собравшиеся выделили три: гиперактивный госсектор, коррупция, неэффективность политической системы. При этом 65% респондентов поставили российской власти «неуд». Самой большой бедой России президент Eurasia Group Ян Бреммер назвал неэффективную власть. «Она слишком сосредоточена в одних руках, она неэффективна, непрозрачна, коррумпирована», — пояснил Я. Бреммер. «Удивительно, — отметил также Я. Бреммер, — но Россия сильно отстает от конкурентов даже несмотря на свои колоссальные ресурсы».
В этот раз России никто не льстил: Билл Гейтс, к примеру, засомневался в успехе «Сколково», а инвестор Уильям Браудер, вкладывавший ранее немалые суммы в Россию, выразил крайнюю степень разочарования происходящим в стране. Впрочем, основное внимание участников форума было приковано все же к трещащей по швам Европе.
Точка невозврата
Участники европейской секции в Давосе-2010 задавались вопросом — а есть ли кризис в еврозоне? Сегодня экономическая слабость региона уже ни у кого не вызывает сомнений, и его проблемы находятся в центре внимания политиков и бизнесменов. Если в прошлом году Европу обсуждали без энтузиазма, то в этом году на секциях, посвященных региону, не было ни одного пустого места. И все эти дискуссии проходили на фоне постоянно поступающих тревожных новостей: так в самый разгар форума агентство Fitch,понизило рейтинги сразу пяти стран Евросоюза (Бельгии, Испании, Италии, Кипра и Словении).
Больше всего в Давосе обсуждали Грецию, будущему которой были посвящены горячие дебаты. Предполагалось, что чиновники заявят о сокращении еврозоны уже на этом форуме, однако они предпочли в очередной раз поговорить о свете в конце тоннеля. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заверил участников форума в том, что дефолта Греции удастся избежать. Еврокомиссар по экономике и финансам Олли Рен добавил, что в ближайшие дни будет принято решение о добровольном списании банками части греческого долга. По его мнению, Европе нужно сосредоточиться на возвращении доверия, и разрешение проблем Греции будет важной заявкой на достижение этой цели. Однако верить еврочиновникам участники форума не спешили. Так рейтинговые агентства заявили, что даже списание половины долгов будет расценено как дефолт Греции.
Открывая форум, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что еврозоне пора перестать тратить средства фонда финансовой стабильности и перейти к жесткой бюджетной экономии. Такую стратегию подвергли жесткой критике сразу три известных экономиста. Директор Всемирного экономического форума (ВЭФ) Ли Хауэлл отметил, что затягивание поясов приведет к реализации сценария «мрачного будущего». «Жесткая экономия предполагает новые кадровые сокращения — как это может привести к росту, укреплению доверия и что еще более важно — занятости?» — спрашивает он. Вторым оппонентом выступила глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард, которая уверена в том, что долговой кризис можно решить и менее радикальными способами.
Солидарность с мнением К. Лагард выразил министр финансов США Тимоти Гайтнер. По его словам, антикризисные меры могут иметь негативные последствия, ведущие к рецессии. При этом он признает, что для многих европейских стран еще долгое время не будет никакой альтернативы существенным бюджетным сокращениям.
Обеспокоенность всего мира долговыми проблемами еврозоны превратила форум в Давосе в очередной саммит ЕС. Выступил в Швейцарии и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, который в лучших традициях саммитов ЕС заявил, что лидеры еврозоны по-прежнему далеки от решений, которые могли бы способствовать разрешению кризиса. Пока главы международных организаций и зарубежных правительств призывали Европу к единству, еврочиновники продолжали спорить. По итогам дискуссии все остались на своих позициях, а кризис идей стал еще более очевидным.
Глобальная перестройка
Хотя в Давосе в этом году и собрались рекордные 2600 участников, масштабной площадкой для выражения новых идей форум не стал. Чиновники и бизнесмены потонули в обсуждении европейских проблем и перекладывании вины друг на друга. Пока европейцы намекали на то, что кризис в их регионе спровоцирован крахом Lehman Brothers в США, представители Северной Америки парировали это тем, что их медленное восстановление — «заслуга» коллег по ту сторону Атлантики.
Азиатские лидеры, которые на предыдущих встречах были полны оптимизма, теперь изо всех сил пытались уверить публику в том, что им удастся удержать позиции во время второй волны кризиса. Декан сингапурской Школы публичной политики Кишор Махбубани сообщил, что его основная цель на форуме — попытаться сбалансировать евро-пессимизм хорошими новостями из Азии. Однако как ни старались представители развивающихся государств привлечь к себе внимание, их секции были заполнены не более чем на половину — собравшиеся игнорировали любой оптимизм.
Делегаты форума пришли к выводу, что капитализм XX века терпит сокрушительное поражение в веке XXI и мировой экономической системе необходима глобальная перестройка. Однако дальше этого признания дело не пошло — только бизнесмен Д. Рубинштейн робко предположил, что возможно, нам стоит чему-то поучиться у Китая и тех государств, чей путь до этого считался идеологически неверным. Президент Takeda Ясушика Хасегава призвал мировое сообщество перейти от слов к делу. «Для того, чтобы спасти мир, мало только говорить, надо еще
Глава Renault-Nissan и один из лучших антикризисных менеджеров мира Карлос Гон отметил, что в этом году в Давосе было чересчур много пессимизма. «В прошлом году было много оптимизма, что, в конечном счете, не оправдало ожиданий общественности, возможно, 2012 г. будет не таким плохим, как большинство сейчас о нем думает». Остается надеяться, что так оно и будет.
Алина ЕВСТИГНЕЕВА