Первая же проверка качества саморегулирования на рынке аудита показала, что оно далеко от совершенства. По ее результатам, Минфин констатировал массу нарушений: от технических несоответствий до отсутствия контроля за деловой репутацией аудиторов. Это особенно критично для банковского аудита — в последнее время недостоверность отчетности банков приводит к многомиллиардным расходам бюджета.
Опубликованные на сайте Минфина результаты проверок деятельности саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов в 2011 году — первые, с тех пор как российский аудиторский рынок в 2010 году перешел на саморегулирование. Такой подход предполагает, что за аудиторами надзирает не Минфин, как раньше, а СРО. Минфин же лишь контролирует качество этого рыночного надзора. Впрочем, если ориентироваться на результаты первых проверок СРО, в ходе которых было выявлено немало нарушений, опыт саморегулирования на российском аудиторском рынке пока не слишком успешен.
Нарушения были выявлены практически по всем основным вопросам деятельности аудиторских СРО, свидетельствует информация на сайте Минфина. Например, в реестрах членов СРО обнаруживались аудиторы, которые не соответствовали требованиям к этому членству по количественным (численность аудиторов в компании); качественным (требования к безупречной деловой репутации) и даже финансовым (неуплата взносов в компенсационный фонд СРО) критериям. Или другая крайность, обнаруженная Минфином,— аудиторы в реестрах были, а документы, на основании которых они туда включались, отсутствовали. Выявил Минфин проблемы и с контролем СРО за соблюдением аудиторами требования о регулярном повышении квалификации; сроками обновления реестра аудиторов и предоставления из него информации третьим лицам.
На сегодняшний день на рынке действуют шесть саморегулируемых организаций аудиторов — «Аудиторская палата России», «Институт профессиональных аудиторов», «Московская аудиторская палата», «Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров», «Российская коллегия аудиторов» (РКА), «Аудиторская ассоциация «Содружество»» (ААС). В прошлом году проверкам подверглись только РКА и ААС, рассказали участники рынка. «На последнем заседании совета по аудиторской деятельности при Минфине в декабре мы выступили с отчетом об устранении нарушений, выявленных в марте, и совет с нашим отчетом согласился»,— заявил «Ъ» председатель совета РКА Александр Руф. «У нас проверка завершилась в октябре, выявленные по 15 пунктам нарушения необходимо устранить до марта 2012 года»,— сообщила «Ъ» генеральный директор ААС Ольга Носова.
Сами проверенные СРО ничего критического в большом объеме выявленных нарушений не видят. «В целом мы удовлетворены результатами проверки, и значительное число обнаруженных нарушений естественно, поскольку институт СРО сформирован недавно и механизм взаимодействия с регулятором только отрабатывается»,— отметила госпожа Носова. В Минфине не стали делать выводы о качестве саморегулирования на всем рынке аудита, основываясь на результатах ревизий двух СРО.
Между тем внешние пользователи аудиторских услуг считают контроль за аудиторами со стороны СРО недостаточно эффективным. По их мнению, об этом свидетельствует наличие среди членов СРО компаний, чья деловая репутация по меньшей мере сомнительна. В частности, Агентству по страхованию вкладов (АСВ) так и не удалось убедить СРО исключить из реестра аудиторов компанию «Аконт» на основании вынесенных судами решений о даче ею ложного положительного заключения на отчетность ИТ-банка, который вскоре после этого обанкротился (см. «Ъ» от 11 апреля 2011 года).
«Аконт» не единственный пример аудиторской компании, длительное время сохранявшей членство в СРО, несмотря на сомнения в наличии безупречной деловой репутации. Например, действующим членом проверенной Минфином ААС является аудиторская компания «Финкредаудит», в число клиентов которой входил обанкротившийся Поволжский немецкий банк, лишившийся лицензии в том числе за существенно недостоверную отчетность. Правда, в отличие от «Аконта», решений судов о даче заведомо ложных аудиторских заключений по этой компании нет. «Вся документация по компании «Финкредаудит» представлена в соответствии с требованиями законодательства, рекомендации о безупречной репутации имеются»,— указывает госпожа Носова, добавляя, что Минфин в ходе проверки никаких дополнительных запросов по данной организации не делал.
«На мой взгляд, должен быть выработан более жесткий механизм проверки того, как СРО контролируют качество работы аудиторов, — говорит первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. — В частности, особое внимание стоит обратить на аудиторов, выдавшим безоговорочно положительные заключения по компаниям, впоследствии обанкротившимся. Правда, необходимо разделять случаи, когда компания стала банкротом в результате внезапных действий, например по выводу средств, и на момент аудиторской проверки ее финансовое положение было стабильным, от тех случаев, когда ее финансовое положение на момент проверки уже вызывало вопросы».
Минфин продлевает переаттестацию
Минфин поддержал законопроект, предусматривающий продление до 1 июля 2012 года срока, в течение которого аудиторы могут подписывать заключения по итогам проверки без получения единого квалификационного аттестата. Отзыв на законопроект размещен на сайте министерства. В соответствии с вступившим в силу 1 января требованием закона «Об аудиторской деятельности» аудиторы, не прошедшие тестирование, потеряли право проводить обязательный аудит общественно значимых организаций (см. «Ъ» от 10 января). Поправки о продлении срока действия полномочий аудиторов были подготовлены комитетом Госдумы по собственности в ноябре прошлого года. Минфин в своем письме поддержал законопроект, а также опубликовал на своем сайте реестр аудиторских организаций, работниками которого являются аудиторы, сдавшие экзамен в упрощенном порядке. По состоянию на 30 декабря 2011 года в него вошла 591 компания из 5190. Ольга Шестопал
Дарья ЮРИЩЕВА