Два крупнейших немецких банка — Deutsche Bank и Commerzbank — объявили о прекращении сотрудничества с иранскими компаниями. Именно эти банки стали основными финансовыми партнерами Ирана в Европе в первой половине 2007 года, когда другие европейские банки прекратили сотрудничество с ним под давлением со стороны США, которые полагают, что Иран разрабатывает ядерное оружие. Аналитики The Wall Street Journal полагают, что в таких обстоятельствах Ирану срочно придется искать партнеров в странах, не одобряющих давление США на иранское правительство, в частности в России. Впрочем, в реальности такого сценария есть некоторые сомнения.
По сведениям WSJ, Иран уже пользуется услугами Центрального банка КНР в проведении некоторых международных операций и работает над созданием многонационального банка с названием «Банк Юга» вместе с Венесуэлой.
«Конечно, с экономической точки зрения сейчас удачный момент для выхода на рынок Ирана, ведь с уходом европейских банков конкурентное поле сужается, однако из российских банков только ВТБ имеет организационные возможности для работы на зарубежном рынке, а вот захочет ли он туда прийти, неизвестно, — рассуждает заместитель гендиректора АКГ «Финэкспертиза» Агван Микаелян. — Иран как регион интересен, и объем сделок там большой, но нельзя сбрасывать со счетов непредсказуемое поведение США и несговорчивость Ирана. В таких обстоятельствах едва ли стоит говорить о возможной работе наших банков в Иране».
Действительно, с декабря 2006 года отношения между Ираном и мировым сообществом накалились не на шутку. Тогда была принята первая резолюция в отношении Ирана, налагающая на него экономические санкции, в том числе запрет на поставки продукции и технологий, которые могут способствовать развитию ядерной и баллистической программы Ирана. В марте этого года Россия поддержала резолюцию, предусматривающую введение антииранских санкций. Тем самым Россия дала понять, что пересмотрела свое отношение к Ирану, ведь прежде наряду с Китаем она выступала защитником Ирана от международного сообщества. В ответ на это власти Ирана объявили о решении сократить сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии. А президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что иранская нация «не забудет, кто голосовал за эту резолюцию, а кто выступил против». Таким образом, и Иран после таких недвусмысленных обещаний, и Россия, которой невыгодно обострять отношения с Западом, на новое сотрудничество не пойдут.
«Иран пытается увести Россию на антизападные позиции, — отмечает старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Евсеев. — Но в области природных ресурсов Россия и Иран — конкуренты. Кроме того, Иран постоянно провоцирует мировое сообщество на принятие жестких мер: он не выполнил две последние резолюции Совета Безопасности ООН. А Россия в свою очередь тесно связана с Европой и ни за что не будет рисковать своими интересами».
Риск между тем достаточно большой. Не секрет, что так или иначе все операции в американской валюте проходят через корсчета американских банков, в европейской — банков зоны евро. И именно российские банки могут оказаться под ударом, если Запад решит заблокировать финансовые потоки Ирана.
Юоия ЛОКШИНА