В школе я училась в классе с математическим уклоном, а некоторые мои коллеги — гуманитарии с детства. Оттого, по их словам, в младших классах у них в голове не укладывалось, как, например, при умножении одного положительного числа на другое получается третье число меньшего значения. Умножение — это же не деление. А то, что множителем выступает число меньше единицы, то есть на самом деле имеет место процесс деления, они, по их собственному признанию, осознали только после долгих объяснений учителя математики.
Хотя обучение в школе с математическим уклоном избавило меня от подобных сомнений, результаты некоторых вычислений все же иногда ставят меня в тупик. На днях в Ъ была размещена реклама, предлагающая автокредиты с эффективными ставками от 2,9% при заявленных в кредитном договоре от 9%. В качестве дополнительной завлекалочки — отсутствие скрытых комиссий. Это господа из Nissan рекламировали продажу своих авто. Зная, по какой формуле требует считать эффективную ставку Центробанк, я почувствовала себя истинным гуманитарием. Ведь по формуле ЦБ, как ни считай, эффективная ставка никак не может быть не то чтобы меньше, но даже равной заявленной.
Благо, долго ломать голову не пришлось. Как из заявленной ставки 9% получилась эффективная 2,9%, рекламодатель указал мелкими буквами внизу рекламного блока (спасибо ФАС и закону «О рекламе»). Согласно этим указаниям, в расчет эффективной ставки не включались платежи заемщиков-покупателей авто в пользу третьих лиц (страховщиков) и комиссия за организацию кредита. Зато учитывалась скидка производителя в форме субсидирования части кредита, предоставляемого банком. В результате получилась красивая цифра — 2,9%, которая, если говорить именно о «стоимости кредита для заемщика», похожа на правду. Сама пересчитывала.
Правда, методика вычисления эффективной ставки, которой придерживался Nissan, противоречит циркулярам ЦБ, которые как раз требуют включать дополнительные комиссии как самому банку, так и третьим лицам, и ничего не сказано об учете в размере ставки скидок производителя. Но с другой стороны, как справедливо указано в рекламе, «компания Ниссан Мотор Рус не предоставляет услуги кредитования». То есть банком не является и в надзорную компетенцию Банка России не попадает. Потому считать эффективную ставку не обязана, а если уж считает, то методику вправе избрать любую.
В то же время банк-партнер Nissan по спецпредложению обязан считать эффективную ставку по тому же самому кредиту по методике ЦБ и, естественно, приходит к совершенно иному результату — порядка 30—40% с учетом страховых взносов и комиссии за организацию кредита. Неудивительно, что вкупе противоречивые расчеты банка и продавца, мягко говоря, смущают заемщиков. Вопросы о расхождениях в десятки процентов клиенты банка, видимо, задают так часто, что тот включил подробные разъяснения в пункт «Эффективная ставка» раздела «Вопросы и ответы» на своем интернет-сайте.
В итоге заемщик понимает, откуда берется цифра 2,9%, равно как и то, что цифра 30—40% носит некий абстрактный характер и не отражает реальных затрат на покупку автомобиля в кредит. В результате ценность информации о банковской эффективной ставке в глазах заемщика дезавуируется, а небанковские организации получают новый хороший инструмент для рекламы продаж своих товаров в кредит. Причем, в отличие от банков, не стесняются указывать эффективную ставку заранее, аршинными буквами и красным цветом.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА