С конца 2011 г. Parex banka пытается через суд взыскать со структур «Севернефти» Жана Худойнатова, брата президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова, $111,3 млн долга. Но латвийский госбанк был не единственным кредитором российской компании. В 2007 г. кредитную линию «Севернефти» открыл CommerzbankAG. Его сумма не известна. А спустя несколько месяцев компания предоставила в залог банку 16 разведочных и эксплуатационных скважин, а также здания и оборудование общей стоимостью 4,1 млрд руб. ($137 млн по вчерашнему курсу).
В середине прошлого года «Севернефть» начала переговоры с «Еврохимом» о продаже тому своих активов. Тогда же о правах на заложенное Commerzbank имущество заявила кипрская Lopilato Investments Ltd., следует из материалов на сайте Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа. Lopilato Investments Ltd. — 100%-ная «дочка» банка «Альба альянс» Дмитрия Пяткина и Александра Фраймана, говорится на сайте ЦБ.
В 2010 г. компания выкупила у Commerzbank права требования по договорам с «Севернефтью», следует из материалов суда. В июле 2011 г. Lopilato потребовала через суд распродать с публичных торгов имущество «Севернефти» на сумму заложенных активов, а также доли акционеров компании — швейцарской Krini Holding и британской SoulStar Trading (владеют 90 и 10% акций «Севернефти» соответственно). Начальную продажную цену этих пакетов Lopilato предлагала установить в 13 950 и 1550 руб. соответственно.
Но добиться продажи активов не удалось. А в октябре компания Kinson International Corp. выкупила у Lopilato Investments права требования по кредиту «Севернефти» за $40 млн. После этого все иски против российской компании были отозваны. «Севернефть» приступила к погашению кредита, поэтому необходимости судиться больше нет, пояснил представитель Kinson International, отмечается в решении Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Почему «Севернефть» не стала погашать задолженность перед Parex banka, Commerzbank и «дочкой» «Альба альянса», но согласилась заплатить Kinson International, не известно — разыскать бенефициаров или представителей этой компании «Ведомостям» вчера не удалось. В Commerzbank на запрос «Ведомостей» не ответили, Фрайман от комментариев отказался.
«Не исключено, что у нового «владельца» долга нашлись какие-то рычаги воздействия на заемщика, раз тот начал платить. Возможен и другой вариант: иногда долги выкупают компании, близкие к самому заемщику, чтобы избавить себя от новых исков», — говорит партнер юрфирмы «Юст» Артур Рохлин.
Компания-призрак
Бенефициары «Севернефти» не известны. Худойнатов еще в прошлом году был гендиректором компании, говорилось на ее сайте (сейчас не действует). В августе 2011 г. «Севернефть» переоформила единственную лицензию на свою «дочку» «Севернефть-Уренгой», а спустя несколько месяцев продала эту компанию за $403 млн «Еврохиму». Сделка была закрыта в начале 2012 г., после чего «Севернефть» объявила о ликвидации. Источник, близкий к «Еврохиму», уверял «Ведомости», что перед покупкой активов компания проверяла их юридическую чистоту. Представители Kinson International и «Севернефти» заявляли суду, что имущество не является предметом каких-либо залогов или споров.
Ольга ГАВШИНА