Как стало известно «Маркеру», Сбербанк России станет инвестором нового автосборочного проекта ЗИЛа — убыточному предприятию нужно 15 млрд рублей. Как рассказали на заводе, производственными партнерами ЗИЛа могут стать Fiat, Iveco, Hyundai и Proton. Чтобы не нарушать договоренности о вступлении в ВТО, Минэкономразвития и ЗИЛ воспользуются «спящими» соглашениями о промсборке.
На дне
В 2010 году хронически убыточный ЗИЛ оказался в безвыходной ситуации. Выпуск автомобилей сократился до 1,8 тыс. автомобилей в год, конвейер остановился, большая часть машин оказалась невостребованной. Задолженность по зарплате составила 38,7 млн рублей. Московскому правительству пришлось погасить зарплатные долги и субсидировать ряд производств.
Об этом писал осенью 2011-го в правительство РФ московский мэр Сергей Собянин. Он просил правительство помочь в организации на ЗИЛе режима промышленной сборки. Однако после 1 июля 2011 года заключение новых соглашений о «промышленной сборке» невозможно. Такая договоренность была достигнута в рамках вступления России в ВТО — чтобы льготные пошлины на ввоз автокомпонентов, обеспеченные соглашениями, не причиняли ущерб автомобильному производству стран-участниц ВТО.
Fiat, Inveco, Hyundai, Proton
На письмо Собянина премьер-министр Владимир Путин поручил поддержать Минпромторгу и Минэкономразвития ЗИЛ, используя так называемые «спящие контракты». В Минэкономразвития «Маркеру» пояснили, что из 31 соглашения, заключенных раннее c 2005 года, восемь еще не вступили в силу. Это и есть «спящие контракты» — со «спящими» контрагентами ЗИЛ вправе договориться, не нарушая правил ВТО.
Из таких партнеров московские власти, которым ЗИЛ принадлежит на 65%, выбрали четырех: Fiat и подконтрольный ей Iveco, южнокорейский концерн Hyundai, а также малайзийский Proton. С ними и ведутся сейчас переговоры, сообщили «Маркеру» в пресс-службе ЗИЛа.
Согласно докладу Минпромторга, круг партнеров ЗИЛа лучше сузить до 1—2 производителей, иначе неизбежно размывание ответственности и «высокой вероятности несоблюдения соглашения». По мнению сотрудников министерства, целесообразнее всего сборка автомобилей Fiat Group — в рамках соглашения с российской «дочкой» компании, ООО «Савеко», от 2008 года. Для выпуска Hyundai, в свою очередь, предполагается объединить площадки компании под одним соглашением. Что касается Proton, то в Минпромторге отмечают «слабое рыночное позиционирование бренда в России».
$0,5 млрд от Сбербанка
Московские власти рассчитывают запустить новое производство уже в этом году — предполагается строительство нового завода мощностью 25 тыс. единиц коммерческой техники и 50 тыс. единиц пассажирской техники. Ожидается, что производство даст до 6 тыс. рабочих мест.
По информации «Маркера», акционером проекта, который обеспечит финансирование, станет Сбербанк. Речь идет о сумме порядка 15 млрд рублей инвестиций на строительство новых зданий, создание инженерно-технического комплекса и полного цикла производства автомобилей, включая производство автокомпонентов. Помимо прочего, планируется организовать сервисный образовательный центр.
Представители ЗИЛа отмечают, что до подписания контрактов с указанными производителями дело еще не дошло, а деньги на счет завода Сбербанк еще не перевел.
Диверсификация бремени
В то же время промплощадку ЗИЛа, расположенную на юге Москвы в пределах Третьего транспортного кольца, планируют уменьшить с 267 га до 50 га. Оставшуюся территорию московские власти тоже хотели бы использовать более эффективно.
Как сообщал «Маркер», летом 2011 года «Ренова-Стройгрупп» Виктора Вексельберга и Внешэкономбанк намеревались строить научно-внедренческий центр высоких технологий и жилье для тех, кто там работает. «Ренова» была готова вложить 3 млрд рублей. К концу года Внешэкономбанк хотел возвести на всей территории завода масштабный дата-центр для хранения серверов.
Юлия КАЛИНИНА