О чем говорит тот факт, что переговоры министров финансов стран еврозоны с греческим правительством о предоставлении Афинам второго пакета помощи объемом в 130 млрд евро длились целых 12 часов и закончились 21 февраля лишь рано утром? О том, что шли они очень тяжело, что готовилось очень комплексное решение и что переговорщики вдавались в мельчайшие детали. Можно ли теперь утверждать, что Греция окончательно спасена от дефолта и выхода из еврозоны? Нет. Но достигнут значительный прогресс.
Главная цель — модернизация отсталой страны
Как пишет BFM.Ru, о том, насколько долгий и трудный путь еще предстоит Греции, а вместе с ней — и европейцам, говорят следующие цифры. Согласно Маастрихтским критериям финансовой стабильности, государственный долг в странах еврозоны не должен превышать 60% ВВП. Математические модели показывают, что максимальным уровнем задолженности, при котором еще сохраняется шанс избежать дефолта, являются примерно 120% ВВП. Так вот, весьма амбициозная, по общему мнению, задача второго пакета помощи Греции и одновременного списания более чем половины стоимости греческих облигаций состоит в снижении госдолга с нынешних 160 до 120% ВВП к… 2020 году!
Но это, так сказать, формальная целевая установка. На самом деле у европейцев куда более честолюбивая цель: они взялись за всеобъемлющую модернизацию Греции. Принимая в спешке первый пакет помощи в мае 2010 года, европейцы вместе с МВФ наивно, как мы теперь понимаем, полагали, будто 110 млрд евро хватит, чтобы привести в порядок греческие финансы.
За прошедшие с тех пор почти два весьма бурных года пришло окончательное понимание того, что приводить в порядок надо саму Грецию. Стало окончательно ясно, что у этой страны — пугающе неконкурентоспособная экономика, абсолютно неэффективный госаппарат, коррумпированная политическая элита, ставящая собственные интересы выше всего остального, а также патерналистски настроенное население с полупатриархальными и полусоциалистическими взглядами.
Под присмотром «злых европейских тренеров»
Грекам повезло и одновременно не повезло. Их страну по недосмотру приняли в элитную команду, в которой необходимо всегда держать образцовую форму и упорно тренироваться, чтобы иметь возможность жить по-чемпионски. В какой-то момент эта команда позволила себе расслабиться, и греки в этой расслабухе сполна поучаствовали, однако теперь настало время вновь в поте лица качать мышцы, чтобы соответствовать требованиям времени. Добровольно Греция на предстоящий модернизационный рывок не решилась бы — политики не захотели бы предлагать избирателям крайне болезненные реформы, да те их и не одобрили бы. Теперь это неблагодарное дело возьмут на себя «злые европейские тренеры».
Процесс выделения второго пакета помощи потому и затянулся на несколько месяцев, что лидеры еврозоны, утратив доверие к греческому правящему классу, на сей раз потребовали от него не заверений и обещаний, а конкретных решений на законодательном и административном уровнях, а также письменных гарантий. И тем не менее: когда все, казалось бы, уже было готово, понадобились еще 12 часов упорнейших переговоров. Но то не была улица с односторонним движением. Греческое правительство, к примеру, добилось от партнеров по еврозоне существенного снижения процентных ставок по уже полученным кредитам, что существенно облегчит обслуживание долга.
Третьего пакета уже не будет
Итак, в марте, когда Греции предстоит погасить облигации на сумму в 14,5 млрд евро, она уже не окажется неплатежеспособной. Что будет потом — посмотрим. Европейцам крайне важно выиграть время, чтобы Марио Монти успел запустить давно назревшие модернизационные процессы в Италии и хотя бы немного стабилизировал финансовое положение в третьей по величине экономике еврозоны. Нужно время, чтобы сбить все еще высокие процентные ставки по облигациям Испании, чтобы Франция смогла спокойно провести президентские и парламентские выборы, чтобы в Германии и хотя бы нескольких других странах еврозоны начался устойчивый экономический подъем.
Упорные переговоры последних недель показали, что европейцы не хотят «выгонять» греков из еврозоны, причем не только потому, что после такого шага все будет еще хуже, чем сейчас, причем намного. Единая валюта евро — это ведь не только экономический, но и политический проект, за ним стоит выстраданная в ходе бесчисленных европейских и двух мировых войн идея единой Европы. Европейский Союз и еврозона создавались не для того, чтобы при первых же серьезных трудностях «сдавать своих». Однако условия выделения второго пакета помощи Афинам несравнимо менее «романтические», чем в первый раз. Греция получила последний шанс под чужим руководством, но и на деньги чужих налогоплательщиков стать развитой страной с современной эффективной экономикой. Третьего пакета помощи уже не будет.
Андрей ГУРКОВ