Как выяснили «Ведомости», российские банки и правительство до сих пор не решили, как реагировать на американский закон о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA), который вступает в силу в 2013 г.
Этот закон принят еще в 2010 г., он обязывает финансовые организации всего мира отчитываться перед службой внутренних доходов США (IRS). Раскрывать нужно сведения о счетах не только американских налогоплательщиков, но и компаний, которые американцы прямо или косвенно контролируют на 10% (см. врез).
Банки, брокеры, инвестиционные фонды и даже некоторые страховщики должны сами заключить соглашение c IRS и выступать налоговым агентом по части операций американских налогоплательщиков, предписывает FATCA, иначе им грозит удержание 30% с любых транзакций, проходящих через США, и закрытие счетов в американских финансовых учреждениях.
Ни трансграничное раскрытие информации, ни удержание средств без согласия клиента не разрешено российским законодательством, замечает председатель правления «Юникредит банка» Михаил Алексеев, совершение любого из этих действий, особенно в массовом порядке, может привести к отзыву лицензии на осуществление банковских операций. «Налицо серьезная проблема, с которой вскоре столкнется целая финансовая отрасль, а не только банки с иностранным участием в капитале», — продолжает банкир: без активного содействия российских властей решить проблему не представляется возможным.
Ассоциация российских банков (АРБ) еще в августе 2011 г. направила запросы в Минфин, Центральный банк и МИД с просьбой разъяснить позицию государства, в том числе поддерживает ли власть присоединение банков к FATCA, должны ли банки сами договариваться с IRS или будет единый подход.
Власть понимает сложности, которые повлечет вступление этого американского закона в силу, но пока внятно сказать, что делать, не может, сетует президент АРБ Гарегин Тосунян — ему посоветовали поработать на уровне «народной дипломатии» с американскими коллегами.
Из трех ведомств на какие-то действия отважились только в Минфине. По словам представителя министерства, сейчас идут консультации с банковским сообществом, вопрос должен быть вынесен на заседание двадцатки наиболее развитых стран мира, чтобы выработать совместное отношение к закону. FATCA экстерриториален, что не понравится многим странам, в том числе Китаю и Индии, считает чиновник министерства, а с инициативами по унификации соглашения банков с IRS должен выйти ЦБ.
В ЦБ и МИДе на запросы «Ведомостей» не ответили, сотрудники банка и министерства также не смогли пояснить позицию по FATCA.
Как выяснили «Ведомости», в МИДе в курсе проблемы. В ответе АРБ от 19 октября первый замминистра иностранных дел Андрей Денисов приводит разъяснения американского минфина, согласно которым даже у тех компаний, что не работают в США, могут возникнуть проблемы
Но, продолжает Денисов, на данном этапе нет необходимости спешить с выполнением требований американцев: надо взвесить все «за» и «против» до 30 мая 2013 г. (США рассчитывают, что к июлю все соглашения иностранных компаний с IRS будут заключены.)
Большое значение будет иметь позиция ведущих стран Европы и Азии, заключает Денисов и советует банкам самим выработать позицию по закону, согласовав ее с правительством и ЦБ.
Пять крупнейших экономик Европы — Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания — уже заключили соглашение с США. По американскому закону банки стран — партнеров FATCA освобождаются от необходимости заключать отдельные соглашения с IRS, служба будет получать информацию от государственных регуляторов этих стран. С операций банков из партнерских юрисдикций не будут безакцептно списывать 30%, запрещено закрывать счета их клиентов. Кроме того, США станут передавать европейским налоговикам информацию об американских счетах граждан из стран — партнеров FATCA. По информации FT, присоединиться к соглашению хотят Ирландия и Люксембург.
Нужно как можно скорее решить, как реагировать на FATCA, считает замдиректора департамента Минэкономразвития Татьяна Илюшникова: конечно, можно рекомендовать банкам либо заключить соглашения, либо игнорировать закон. Но эти варианты наименее предпочтительны. Более рационально как для российской банковской системы, так и для налоговых органов пойти по пути стран ЕС и заключить межправительственное соглашение с США, продолжает Илюшникова, и тогда Россия может рассчитывать на обмен информацией и другие преференции. Для выработки позиции Минфин может провести совещание с представителями российских банков, заключает она.
Партнер Ernst & Young Алексей Кузнецов тоже считает, что России нужен статус партнера по FATCA — по аналогии с европейцами. Прецедент создан, и американцам проще будет пойти на это, хотя их уровень доверия к российским институтам может быть ниже, чем к европейским.
Охота за миллионерами
Согласно разъяснениям американского казначейства и IRS контроль коснется прежде всего счетов с остатком более $50 000 для физических лиц и $250 000 для юридических лиц. Дополнительные процедуры потребуются для счетов с остатком более $1 млн, знает Алексей Братановский из Ernst & Young. Уже с 2014 г. присоединившиеся к FATCA финансовые организации начнут удерживать 30%-ный налог с недобросовестных клиентов и не участвующих банков по части платежей, а с 2017 г. — по всем видам платежей не участвующих в FATCA иностранных банков.
Дмитрий КАЗЬМИН