Одним из способов выжить на рынке корпоративного кредитования для некрупных частных банков может стать инвестирование в проекты на начальной стадии через дочерние фонды прямых инвестиций. Доходность таких инвестиций может составить до 33% годовых, а две главные проблемы корпоративного кредитования — залоги и резервы на возможные потери — благополучно обходятся.
Фонд для финансирования запускаемых проектов «Лайф-франчайзинг», созданный группой «Лайф», уже функционирует; объем фонда с инвестициями в пять франчайзинговых проектов составляет $2,5 млн, но будет увеличен, рассказал «Ъ» вице-президент группы Андрей Литвинов. «В среднем мы планируем получить доход от 50% до 100% на вложенный капитал за три года (17—33% годовых.— «Ъ»),— говорит Андрей Литвинов.— Мы планируем получать процент прибыли, соразмерный доле группы в предприятии». По словам господина Литвинова, фонд оформлен как самостоятельное юридическое лицо, принадлежащее частично Пробизнесбанку (входит в группу «Лайф»), частично — акционерам финансовой группы «Лайф».
Финансовая группа «Лайф» помимо Пробизнесбанка объединяет банки «Экспресс-Волга», Банк 24.ру, «Пойдем», Национальный банк сбережений, ВУЗ-банк и Газэнергобанк. Кроме того, в группу входят лизинговая и факторинговая компании, а также коллекторское агентство.
Банки в настоящее время фактически не кредитуют франчайзи, впервые открывающих предприятия. Многие начинающие бизнесмены вынуждены брать потребительские кредиты, стоимость которых начинается от 17% годовых, говорит консультант по развитию бизнеса Subway Russia Franchising Андрей Попов. По словам участников рынка, в течение первых трех лет закрываются около 20% вновь открытых франчайзинговых предприятий. «Мы не работаем с начинающими предпринимателями, потому что у них обычно нет ликвидного залога, а риски по таким проектам крайне высоки»,— говорит директор департамента развития продуктов корпоративного бизнеса Промсвязьбанка Герман Харченко. В декабре прошлого года Сбербанк сообщал о планах до 2014 года выделить 1,7 млрд руб. на беззалоговое кредитование проектов малого и среднего бизнеса «с нуля», но какой объем кредитов выдан в рамках программы и с какой доходностью, в Сбербанке «Ъ» не ответили.
«Вхождение в капитал проектов снимает проблему взыскания имущества в случае появления проблемной задолженности,— оценивает перспективы проекта группы «Лайф» зампред правления Нордеа-банка Михаил Поляков.— Кроме того, работа с франчайзинговыми проектами, которые получают технологии и бренд крупной сети, менее рискованна, чем инвестиции в самостоятельные стартапы». «Инвестируя через фонд, банк сможет ориентироваться на совокупную стоимость всех его активов, и убытки одних проектов могут компенсироваться доходностью других, что в результате может свести резервирование к минимуму»,— добавляет заместитель директора департамента банковского аудита ФБК Роман Кенигсберг.
Средние по размерам частные банки ищут новые ниши в условиях дальнейшего укрепления позиций госбанков и консолидации сектора, полагают участники рынка. С другой стороны, за последний год в России резко выросла популярность привлечения инвестиций именно через фонды private equity (см. «Ъ» от 24 февраля). «Можно предположить, что другие средние российские игроки также попробуют финансировать малый и средний бизнес через фонды,— говорит зампред правления Абсолют-банка Евгений Ретюнский.— Мы, как и другие «дочки» иностранных банков, которые придерживаются более консервативной стратегии, в этот высокорисковый сегмент выходить не планируем».
Дарья ЮРИЩЕВА