Как стало известно «Маркеру», в Арбитражном суде Москвы появилось два специализированных состава, которые будут рассматривать споров в отношении финансовых инструментов. К этой категории относятся дела, связанные с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, споры по облигациям и между акционерами, а также торгам на финансовом рынке. Председатель АСГМ Сергей Чуча рассказал, что из 150 тыс. дел, рассмотренных вверенной ему инстанцией в 2011 году, такие споры составляют 3%.
«Во исполнение поручения президента России и по решению Президиума ВАС в столичном арбитраже в конце февраля начали действовать два спецсостава, которые ранее были сконцентрированы на рассмотрении споров, связанных с ценными бумагами», — сообщил «Маркеру» Чуча. В новые спецсоставы по финансовым инструментам в АСГМ вошли 18 судей, отметил он.
В Высшем Арбитражном Суде (ВАС) подобный спецсостав действует с 15 февраля, сообщил Чуча. Это коллегия ВАС, возглавляемая Ниной Иванниковой.
До 1 марта 2012 года, в соответствии с приказом высшей судебной инстанции, такие составы должны заработать во всех арбитражных судах страны. Соответствующее поручение создать финансовые суды председателю ВАС Антону Иванову дал президент Дмитрий Медведев по итогам заседания международного консультативного совета по созданию и развитию Международного финансового центра (МФЦ) в России, состоявшегося 28 октября 2011 года. Там руководителю высшей судебной инстанции было велено «предусмотреть возможность формирования специализированных составов арбитражных судов для рассмотрения споров в отношении финансовых инструментов, в том числе производных финансовых инструментов». Этими мерами Медведев собирается совершенствовать меры, касающиеся рынка ценных бумаг и инфраструктуры фондового рынка, — они должны способствовать созданию и развитию в России международного финансового центра. Именно с подачи его рабочей группы подобная идея приняла такие масштабы.
Источник в рабочей группе МФЦ говорил «Маркеру», что не позже 2013 года будут созданы «финансовые суды в рамках арбитражных судов, как спецсоставы: «Не сказать, что это радикальная мера, но она может повысить качество правосудия за счет повышения степени профессионализма судей.К этому готов арбитражный суд, к этому готово правительство».
«Создание специализированных составов для рассмотрения споров по финансовым инструментам может стать одним из стимулов для повышения доверия к государственным судам, поскольку позволит углубить экспертизу», — говорит партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и Партнеры» Сергей Савельев. Он отмечает, что споров по финансовым инструментам достаточно много, при этом значительная их часть сейчас рассматривается не в арбитраже, а в судах при биржах и в третейских судах. «Для разрешения разбирательств по финансовым инструментам должно быть глубокое понимание экономики финансовых рынков. Для рядовых судей это достаточно сложная область. Поэтому создание спецсостава для рассмотрения данной категории дел — инициатива хорошая, — говорит Савельев. — Специализация судей, как и вообще специализация в любой сфере, позволит на более высоком уровне разрешать споры. Иванов давно об этом говорит». Но, в принципе, в АСГМ уже довольно глубокая специализация: отдельные составы в первой инстанции рассматривают, в частности, корпоративные, банковские, налоговые, банкротные споры.
Вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов отмечает, что некоторое время назад обсуждалось создание специальных финансовых судов как отдельной ветви судебной системы. «Но это было бы маловероятно и трудно исполнимо», — говорит Иванов. — Формирование же специализированных составов для рассмотрения споров, в центре которых — сложные финансовые инструменты (ценные бумаги, деривативы, сделки репо) — гораздо более адекватная инициатива». Он отмечает, что на западных рынках ежегодно возникают более десятка новых финансовых инструментов, причем как в розничной сфере, так и в сфере рынка капитала. «Рядовым судьям арбитражного суда достаточно сложно оценить категорию споров, вытекающую из этих инструментов и уделить им должное внимание. Это очень специфические и сложные сделки. Договоры, которые их описывают, в том же британском праве могут исчислять сотни страниц. И поскольку российский рынок в значительной степени глобализируется, то новая документация, посвященная, к примеру, синдицированному кредиту, или тем же деривативам, будет многостранична. Плюс объем таких сделок исчисляется многими миллиардами не только рублей, но и долларов», — говорит Иванов.
Он выделяет 2 сложности, которые встают перед судьями арбитража при рассмотрении дел, связанных с финансовыми инструментами. Во-первых, это уяснение всех отношений между участниками разбирательства, которые описываются толстым договорным талмудом, временные затраты и необходимость в специальных знаниях. Во-вторых, — высокий риск судебной ошибки, которая может привести к потере профучастниками финансового рынка значительного объема денежных средств. «Важна скорость, оперативность и точность при вынесении решений по спорам, связанным с финансовыми инструментами. А это невозможно без специализации судей», — резюмирует Иванов.
Приветствует появление судов специализирующихся на финансах и представители бизнеса. «Формирование состава суда для рассмотрения конкретного дела с учетом специализации судей является одним из принципов судопроизводства в арбитражных судах. Специализация судей способствует более профессиональному рассмотрению дел, поэтому создание таких составов судов в такой специфической и сложной категории дел, как финансовые инструменты, следует оценивать как положительный фактор для участников финансового рынка», — отмечают в Новолипецком металлургическом комбинате.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ