На конец 2011 г. в России было выпущено свыше 167 млн банковских пластиковых карт. Это на 33 млн больше, чем в 2010 г. Прирост объема эмиссии карт за последние четыре года составил 70,7%.
Сейчас банковские пластиковые карты уже не являются
Так, согласно данным ЦБ РФ, на конец 2011 г. кредитными организациями эмитировано 167,585 млн карт. 69,8% из них — это дебетовые карты (без овердрафта), включая «зарплатные» карты. Доля дебетовых карт, к счету которых оформлен овердрафт, составляет 14,2%. Кредитные карты не имеют столь высокой популярности и составляют 8% от общего числа карт.
Одновременно с ростом эмиссии карт, как отмечает директор департамента розничного бизнеса ОАО «Нордеа банк» Вячеслав Лясевич, ежегодно увеличивается и объем операций, совершаемых с использованием «пластика». Так, в 2010 г. оборот по банковским картам физических лиц, по данным ЦБ РФ, составил более 12 млрд руб. (только с января по октябрь 2011 г. — свыше 11 млрд руб.). Оборот по банковским картам юридических лиц за весь 2010 г. составил 411 млрд руб., тогда как только за 9 месяцев 2011 г. оборот уже превысил 486 млрд руб. Рост рынка в целом подтверждают и показатели банков. Так, к примеру, банком «Уралсиб» на данный момент эмитировано более 3 млн карт, а поддерживаемая им инфраструктура обслуживания банковских карт в стране по состоянию на начало этого года насчитывает 3022 банкоматов и 10 579 платежных терминалов. Как подчеркивает руководитель департамента маркетинга и электронных сервисов банка «Уралсиб» Михаил Воронько, его финансовое учреждение имеет статус принципиального члена (Principal Member) международных платежных систем и является спонсором более чем для 240 российских банков.
Активное развитие пластиковых карт наблюдается и в Московском кредитном банке (МКБ), особенно в последние
Свою работу в сегменте пластиковых карт называет успешной и Денис Цветков. Число корпоративных клиентов, обслуживаемых Новикомбанком по зарплатным проектам, в 2011 г. увеличилось в три раза. Банком, к примеру, реализованы зарплатные проекты с рядом крупных российских компаний высокотехнологичных отраслей промышленности, включая предприятия ГК «Ростехнологии». В целом по итогам прошлого года Новикомбанк эмитировал в четыре раза больше пластиковых карт, чем в 2010 г. Помимо этого, банк уделяет большое внимание развитию кредитных продуктов на базе пластиковых карт, таких как кредитные карты (рост более чем в два раза), овердрафты к зарплатному счету.
«С момента своего основания в 1993 г. и до сегодняшнего дня Новикомбанк активно развивает пластиковые продукты, — рассказывает Денис Цветков. — В нашем банке представлена широкая линейка банковских карт международной платежной системы Visa — от «электронных» до эксклюзивных (Visa Infinite). В 2011 г. банк вступил в международную платежную систему MasterCard Worldwide в качестве аффилированного члена (Affiliate Member) и в I квартале 2012 г. планируется начать эмиссию карт. Также с 2011 г. Новикомбанк является членом объединенной платежной системы NCC/UC».
«В любом случае в абсолютном выражении как количество карт, выпущенных в России, так и оборот по ним прирастают существенными темпами, — продолжает тему Юрий Григоренко. — Но вот удельный вес операций по снятию наличных превышает 70%, что несопоставимо с зарубежными примерами, где удельный вес операций оплаты товаров и услуг тяготеет в пользу безналичных расчетов».
Чем же обусловлено пока еще слабое проникновение безналичных платежей с использованием пластиковых карт?
«В первую очередь непопулярность безналичных платежей обусловлена отсутствием привычки расплачиваться за покупки с помощью банковских карт, — считает Денис Цветков. — Также один из препятствующих факторов — малочисленность магазинов на территории страны (это касается прежде всего регионов), принимающих к оплате банковские карты. Большинство торговых точек, в особенности мелких, по-прежнему предпочитают наличную форму оплаты товаров и услуг».
Можно сказать, что рынок банковских карт в России развивался однобоко за счет реализации всем известных «зарплатных проектов», — добавляет Юрий Григоренко. — С одной стороны, это выдача карты для получения заработной платы, с другой — желание держателя карты использовать наличные деньги. В связи с этим банки активно развивали банкоматную инфраструктуру. Параллельно, отдавая дань мировому опыту, развивалась сеть приема карт к оплате. Но так как интерес торгово-сервисных предприятий к эквайрингу был небольшим, то динамика развития приема карт к оплате существенно отстает от роста количества карт и операций снятия наличных».
Способствовать увеличению объемов использования карт, помимо ставших уже традиционными «зарплатных проектов», по мнению опрошенных «Ко» банкиров, будут ряд продвинутых услуг на основе «пластика» и развитие инфраструктуры по приему карт. Вячеслав Лясевич, к примеру, видит большой потенциал у карт, с помощью которых можно осуществлять оплату проезда в общественном транспорте. «Любой, кто хоть раз, нервничая
Как считает Юрий Григоренко, поможет рынку и формирование условий для приема к оплате банковских карт в торгово-сервисных предприятиях на уровне законодательства, а также рост рынка предоплаченных и виртуальных карт для интернет-платежей, набирающих популярность.
«Очень важным является развитие систем дистанционного банковского обслуживания (мобильный и интернет-банкинг), позволяющих контролировать средства на счете и управлять ими с экрана компьютера или мобильного телефона», — вторит ему Вячеслав Лясевич.
«Развитию «пластика» будут способствовать новые технологии оплаты в торговых точках (бесконтактные платежи), снижение рисков мошеннических операций по пластиковым картам, а также дальнейшее увеличение числа точек приема карт», — высказывает свое мнение Денис Цветков. Еще одно из перспективных направлений, по его словам, внедрение новых программ лояльности для держателей банковских карт.
С тем, что для обеспечения роста рынка банковских карт необходимо более интенсивное развитие карточной инфраструктуры, согласны все наши эксперты. «Даже в Москве, традиционно лидирующем в этом отношении регионе страны, расплатиться картой банка можно далеко не в каждом торгово-сервисном предприятии, — поясняет Вячеслав Лясевич. — Особенно эта проблема касается «мобильных» услуг — например, оплаты такси или доставленных на дом товаров. И разумеется, росту эмиссии карт станет способствовать дальнейшее развитие банкоматных сетей банков».
В целом ближайшее будущее «пластика», по словам Дениса Цветкова, можно определить как развитие многофункциональности карты. Уже сейчас постепенно в круг ее применения вовлекаются не только торговые предприятия, но и транспортные, топливные, медицинские, страховые, телекоммуникационные компании, предприятия ЖКХ, сферы обслуживания, гостиницы и др.
«Если же рассматривать тенденции развития рынка пластиковых карт в России, то можно выделить расширение сегмента карточных продуктов с добавленной ценностью (кобрендинговых карт)», — говорит Денис Цветков. Этот тренд эксперт объясняет обострением конкуренции между банками, усилением борьбы за новых клиентов, а также необходимостью удержания старых. «Опыт западного рынка показывает, что банковские карты в рамках кобрендовых проектов имеют более высокие обороты и пользуются повышенным спросом у потребителей», — поясняет Денис Цветков.
В свою очередь Вячеслав Лясевич, помимо кобренда, связывает перспективы развития карточного бизнеса в России с выпуском транспортных карт, продвижением предоплаченных (неперсонифицированных) карт, развитием дистанционных сервисов (интернет- и мобильный банкинг), внедрением инновационных технологий (бесконтактные смарт-карты, улучшение степени защиты от компрометации и др.), а также с проектом по внедрению универсальных электронных карт (УЭК).
С оптимизмом в будущее смотрит и Михаил Воронько: «Темпы роста платежных операций по картам в стране станут расти и составят в 2012 г. 20—25%». Дополнительно эксперт отмечает, что положительный тренд роста рынка напрямую зависит от развития «карточной культуры» и повышения финансовой грамотности населения в целом.
Андрей МОСКАЛЕНКО