В заголовке все правильно: не слюняво-привычная инфляция ценностей, а именно инфляционные ценности. Не верите, что есть такие? Ну это с какой стороны смотреть.
С точки зрения покупателя, инфляция, конечно, никакая не ценность, а наоборот, сплошное разорение. Что подтверждает недавний социологический опрос, предпринятый Аналитическим центром Юрия Левады. Россиян спросили: какие из общественных проблем они считают самыми острыми. И те, не особенно задумываясь, заклеймили в первую очередь именно рост цен. Инфляцию назвали самой острой проблемой 64% опрошенных. А вот ограничение политических прав и свобод считают опасной угрозой только 1% опрошенных. Вот вам и база оппозиционного электората. Налицо торжество материализма. Причем махрово-вульгарного. Именно к этому сводится комментарий социолога Романа Могилевского: «Хотя есть прямая связь между ростом экономического благосостояния общества и уровнем свобод, по крайней мере в экономике, — людям в России сейчас это трудно понять».
Впрочем, оставляю опрошенных опрашивающим и возвращаюсь к инфляционным ценностям. Именно ценностью инфляция оборачивается, например, для банков. Когда рост цен опережает проценты по вкладам, то, считай, никаких процентов и не выплачивается. Центр макроэкономических исследований компании БДО «Юникон» вчера опубликовал подсчеты, из которых следует, что в 15 ведущих банках (включая Сбербанк, ВТБ, ВТБ 24, Альфа-банк, Ситибанк, Райффайзенбанк Австрия и др.) в зависимости от срока вклада его рублевая доходность сейчас составляет от минус 0,51 до минус 0,21%. Рублевая доходность по валютным вкладам тем более в минусе. Ну разве не лафа для банкира: вкладчик в реальном выражении просто дарит ему часть вклада.
Традиционной ценностью инфляция является и для Минфина. Нет, конечно, Минфин во главе с Алексеем Кудриным весьма изобретательно, с использованием ненефтегазового бюджета борется с инфляцией. Но финансисты — люди практичные, они умеют извлекать выгоду и тогда, когда инфляция им не поддается. В этом случае при прочих равных условиях в бюджет должны быть собраны сверхплановые доходы, а иметь допдоходы министру финансов, которого время от времени потрошит лично президент, требуя профинансировать то или иное внеурочное, но крайне нужное мероприятие, совсем не вредно.
Ценностей-оборотней в экономике хватает. Возьмите пару укрепление рубля — инфляция. Вроде все понятно: рубль укрепляется — инфляция сокращается. Так ведь нет! Крепнущий рубль манит спекулятивные инвестиции
Николай ВАРДУЛЬ