Количество акций кредитной организации, при приобретении которых требуется согласие Банка России, может быть снижено до 10%. Сегодня норма распространяется только на пакет размером более 20%. Как стало известно «Маркеру», соответствующий законопроект, разработанный в Минфине, поддержан советом при президенте. В соответствии с ним регулятор так же может получить право обрабатывать персональные сведения руководителей и сотрудников кредитных организаций. Данные полномочия позволят Банку России вести базу данных об их деловой репутации.
В конце прошлого года в Минфине был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты». Документ разработан в соответствии с планом мероприятий по созданию Международного финансового центра (МФЦ). В конце января 2012 года, как стало известно «Маркеру», законопроект был рассмотрен советом при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Концепция документа не вызвала возражений и была поддержана.
Законопроект содержит ряд норм, направленных на обеспечение стабильности банковского сектора. Одно из изменений направлено на усиление контроля Банка России за приобретением акций кредитных организаций. В настоящее время согласие регулятора требуется в том случае, если пакет приобретаемых акций банка превышает 20%. В законопроекте предлагается снизить планку в два раза. Тогда покупка более 10% акций будет возможна будет только с согласия Банка России. Данная мера будет способствовать контролю за «качеством капитала и прозрачностью корпоративного управления» кредитной организации, говорится в документе.
Другое положение законопроекта касается наделения Банка России дополнительными полномочиями, в частности, правом обрабатывать персональные данные руководителей и сотрудников кредитных организаций. В документе определено, что использовать можно сведения аудиторских проверок, а так же данных, полученные в ходе реализации Банком России своих надзорных функций. Предоставление такой возможности позволит регулятору вести базу данных о деловой репутации банкиров. В дальнейшем она может быть использована с целью предотвращения ситуаций, угрожающих стабильности банковского сектора, например, когда в руководстве кредитной организации появляется лицо, о котором имеется негативная информация.
Фактически речь идет о составлении «черных списков»: базе данных о банкиров, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства и нормативных актов Банка России.
В такой список могут попасть недобросовестные кандидаты на должности членов совета директоров или набсовета, руководители единоличного исполнительного органа, его замы, члены коллегиального исполнительного органа, а также главные бухгалтеры и его заместители, руководители и главные бухгалтеры филиалов банков.
ЦБ никогда официально не признавал, что ведет черный список банкиров. Однако в кулуарах руководители ЦБ признавались, что такой список есть и в нем — около 3 тыс. человек. Попадание в черный список ЦБ по факту означает как минимум пятилетний запрет на профессию и возможность работать в банковской системе. Некоторые банкиры даже судились с регулятором, требуя убрать свою фамилию из неофициального черного списка. В 2011 году Мещанский районный суд отказался удовлетворить иск к Центробанку бывшего предправления банка «Интелфинанс» Михаила Завертяева, который требовал от регулятора убрать его имя из черного списка. С принятием же нового закона ЦБ получит официальное право вести такие списки и использовать содержащуюся в них информацию в целях предотвращения и устранения нарушений.
Еще одна новелла законопроекта — упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг банками. В документе содержится положение об отмене в отдельных случаях государственной регистрации отчета банка об итогах выпуска. Ее предложено заменить представлением в регистрирующий орган соответствующего уведомления. При этом оговаривается, что речь идет о тех случаях, когда размещение осуществляется путем открытой подписки с участием брокера. Таким образом процедура эмиссии ценных бумаг кредитных организаций унифицируется с аналогичной процедурой других эмитентов.
Татьяна ШИРМАНОВА