В преддверии 8 марта «БО» во второй раз составил рейтинг «100 самых успешных женщин-банкиров» (первый рейтинг был опубликован в марте 2011 года). При составлении рейтинга учитываются только объективные характеристики — размер кредитного учреждения, занимаемая должность и участие в акционерном капитале.
Списки успешных женщин публикуются довольно часто (хотя «БО» составляет единственный отраслевой рейтинг), но подавляющее большинство из них основывается на субъективных факторах: некие эксперты, повинуясь, видимо, внутреннему голосу, располагают произвольных участников в произвольном порядке; результаты порой выглядят совершенно абсурдно.
Конечно, у «БО» задача исходно проще — журнал «сравнивает сравнимое», в отличие о тех, кто пытается измерить успешность одновременно политиков, бизнесменов и спортсменов. Но в любом случае в рейтинге «БО» отсутствует субъективный фактор, так как он опирается исключительно на объективные данные. (Впрочем, саму методику можно счесть субъективным мнением авторов.)
Методика
При расчете рейтинга используются три показателя: размер кредитного учреждения, в котором работает участница, занимаемая должность, наличие крупного пакета акций банка.
Проблема с использованием первой переменной заключается в том, что объем активов у лидера рынка больше, чем у преследователя почти в три раза, тот крупнее замыкающего первую десятку в 8 раз, а десятый больше сотого почти в 20. Если данный параметр использовать для расчета в неизменном виде, то рейтингование утратит смысл — с тем же успехом можно просто последовательно перечислить дам из числа топ-менеджеров, работающих в Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке и далее по списку. Поэтому «БО» использует логарифмическое масштабирование, дающее шкалу, согласно которой разница между игроками разной «весовой категории» велика, но не безнадежна. В результате сотрудники не самых крупных по величине активов кредитных учреждений имеют реальный шанс побороться за высокие места в рейтинге, что правильно, так как далеко не только в топ-10 работают профессионалы своего дела.
Вторая основная переменная — занимаемая должность. В целом члены советов директоров оцениваются чуть выше, чем члены правлений. Владение крупным пакетом акций дает небольшую прибавку к результату, но отнюдь не гарантирует решающего преимущества.
Дебюрократизация
В целом методика не претерпела изменений, но в 2011 году президент России Дмитрий Медведев дал старт процессу вывода чиновников из советов директоров крупных государственных компаний. Редакция «БО» всячески приветствует данную инициативу, поскольку считает избыточным присутствие государства в российской экономике в целом и в банковской отрасли в частности. Исходя из этих мотивов было принято решение об исключении из рейтинга членов советов директоров банков с участием федеральных и региональных властей или госкомпаний женщин-чиновников.
Всех серьезнее от этого нововведения «пострадала» Вера Дюдина, № 2 в рейтинге-2011. Председатель совета директоров Ханты-Мансийского Банка (44% принадлежат Ханты-Мансийскому автономному округу) большую часть жизни проработала в правительстве ХМАО, с 2010 года занимая должность директора департамента финансов — заместителя губернатора.
По субъективному мнению составителей, это изменение сделало рейтинг успешных женщин-банкиров «БО» более объективным.
Топ-10 самых успешных женщин-банкиров
1. Белла Златкис
Зампред Сбербанка и прошлогодний «бронзовый призер» поднялась сразу на две ступени вверх. Победу обусловили два факта: понижение в рейтинге Татьяны Парамоновой и изменения в методике, что исключило из списков чиновников, входящих в советы директоров кредитных учреждений.
2. Ольга Грядовая
Глава и совладелец Транскапиталбанка, в свое время купившая вместе с супругом этот банк по случаю у «Лукойла» (см. интервью в «БО», № 3, 2011), ворвалась в тройку призеров по тем же причинам, по которым Белла Златкис заняла первую строчку.
3. Надежда Булочник
Возможно, третье место председателя совета директоров Мастер-Банка немного порадует членов семьи Булочников, поскольку их бизнес слишком часто в последнее время упоминался в прессе в связи с «Ланта-тур», генералом Хоревым, обналичкой и прочими нехорошими вещами.
4. Лариса Маркус
Внешпромбанк примечателен составом акционеров, включая Александра Зурабова, брата известного здравоохранителя, Николая Чилингарова, сына видного депутата от партии полярников, и группу британскоподданых. Все они хотят Ларису Ивановну видеть в качестве главы банка и партнера по бизнесу.
5. Елена Лирина
Новичок рейтинга успешных банкирш — экс-супруга Георгия Бооса, экс-министра по налогам и сборам РФ и экс-губернатора Калининградской области, но отнюдь не экс- и не зиц-, а самый что ни на есть настоящий председатель совета директоров Внешпромбанка.
6. Наталья Алтунина
Председатель совета директоров и миноритарный акционер Металлинвестбанка одновременно занимает должность директора по правовым вопросам Объединенной металлургической компании, председатель совета директоров которой Анатолий Седых фактически и контролирует банк.
7. Татьяна Парамонова
«БО» при опубликовании рейтинга-2011 предположил, что его лидер может не попасть в список в 2012 году. Татьяна Парамонова все еще в ТрансКредитБанке, но на должности замглавы совета директоров. Глава — Михаил Задорнов (ВТБ24). Интересная рокировочка для помнящих вторую половину 1990-х.
8. Надия Черкасова
Существующая методика пока, увы, не позволяет единственной женщине, возглавляющей исполнительный орган банка из топ-30, претендовать на призовое место. Председатель правления НБ «Траст» второй год подряд завершает на 8-м месте. Как говорится, стабильность — признак мастерства.
9. Светлана Малюсева
Заместитель председателя правления Газпромбанка — из питерских, но не из этих, а совсем из других. Сложно поверить, но Светлана Малюсева работала в учреждениях Госбанка СССР задолго до того, как последним главой последнего стал легендарный Геракл. Кажется, что это было в другой жизни.
10. Ирина Матвеева
Екатеринбургский Меткомбанк часто путают с череповецким, бенефициар которого — местный олигарх Алексей Мордашов. А екатеринбургского — швейцарский олигарх Виктор Вексельберг. Банк последнего после кризиса сильно вырос, и 10-е место председателя совета директоров банка — вполне заслуженно.
Рейтинговую таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника.