Сбербанк пытается единолично, без согласования с другими кредиторами, реализовать на торгах крупный торгово-развлекательный центр «Эльград» и права аренды на земельный участок, расположенные в городе Железнодорожный Московской области. Вырученные благодаря аукциону деньги должны пойти на удовлетворение требований Сбербанка как кредитора ООО «ПТК «Комфорт-сервис» — владельца «Эльграда», в июне прошлого года признанного банкротом.
Но остальные 35 кредиторов этой фирмы, в числе которых банк «Возрождение», недовольны таким подходом и жалуются в суд. Они считают, что им ничего не достанется из конкурсной массы, если удастся провести торги в соответствии с параметрами, утвержденными в январе этого года постановлением Арбитражного суда Московской области по заявлению Сбербанка.
Аукцион назначен на 12 марта. В «Сбере» заверили «Известия», что его проведению пока ничто не мешает. Имущество является залогом по займу на 2,7 млрд рублей (с учетом пени), который кредитная организация в рамках проектного финансирования выдала ПТК «Комфорт-сервис» под личное поручительство бенефициара этой компании Михаила Белавина.
Долг банку «Возрождение» составляет около 20 млн рублей. В этом случае залогом по кредиту послужили лифты, находящиеся в «Эльграде».
— Мы возражаем против торгов, поскольку Сбербанк не учел, что в здании есть лифты, которые числятся у нас в залоге, — сообщил «Известиям» начальник управления правового обеспечения исполнения обязательств «Возрождения» Алексей Куранов. — Сбербанк, несмотря на все наши доводы, хочет продать имущественный комплекс вместе с нашими лифтами. Мы, разумеется, с этим боремся.
Как получилось, что подъемники были приняты банком в залог «в отрыве» от всего торгкомплекса, Куранов объяснить затруднился. Но факт остается фактом — Сбербанк, как уверены в «Возрождении», должен учесть, что у банкрота есть и другие залогодержатели.
Кредиторы единодушны в своей борьбе с «узурпатором» Сбербанком. Как рассказал Куранов, в первые дни марта по заявлению одного из них, ООО «Лизинговая компания «Родос» (ему должны 306 млн рублей с учетом пени), суд запретил проводить торги. Тем не менее Сбербанк, как говорят в его пресс-службе, не располагает информацией о наличии ограничений на реализацию имущества.
— Аукцион, если конкурсный управляющий все-таки его проведет, будет признан недействительным, — утверждает Куранов.
4 апреля будет рассмотрена еще одна, коллективная жалоба кредиторов (есть в распоряжении «Известий») на январское постановление о проведении торгов. Заявители перечисляют целый ряд оснований, чтобы признать его «незаконным и необоснованным».
Одно из них касается установленной начальной цены на торгцентр (почти 60 тыс. кв. м вместе с автостоянкой) и право аренды на 49 лет связанного с ним земельного участка (30 тыс. кв. м). В договоре ипотеки между Сбербанком и ПТК «Комфорт-сервис» недвижимость оценена в 4,5 млрд рублей. Для целей залога применен дисконт в размере 45%. Но, по мнению независимого оценщика ООО «Ю-Эйч.Уай.Янс-Аудит», комплекс с участком сейчас дешевле — 1,8 млрд рублей (без учета НДС).
— Это влечет нарушение прав кредиторов на удовлетворение их требований, — считают недовольные заявители.
В «Сбере» же согласны с мнением аудитора и не видят оснований не доверять его заключению.
— На момент кредитования оценка производилась на основании предоставленного заемщиком договора аренды с единственным якорным арендатором (связанная с заемщиком компания), — объясняют в пресс-службе Сбербанка. — Однако впоследствии условия договора аренды были изменены, при этом ставка снижена в несколько раз.
По словам представителей Сбербанка, заключение «Ю-Эйч.Уай.Янс-Аудит» было подтверждено саморегулируемой организацией оценщиков и еще одной независимой компанией.
— Кроме того, форма торгов — на повышение цены — гарантирует достижение максимальной рыночной стоимости реализации имущества в интересах кредиторов, — добавили в пресс-службе Сбербанка.
При этом, как отмечают представители кредитной организации, на торги 12 марта не было подано ни одной заявки, хотя их прием велся более месяца.
— Это может свидетельствовать как раз о завышенной стартовой цене, а не наоборот, как хотят представить ситуацию прочие кредиторы, — считают в Сбербанке.
Если аукцион будет разрешен, но не состоится
Юлия ПОЛЯКОВА