Вчера ХКФ Банк первым из банков, работающих на рынке экспресс-кредитования в торговых сетях (POS-кредитование), опубликовал отчетность по международным стандартам за 2011 год. Хотя по итогам года ХКФ Банк сохранил лидирующие позиции на рынке POS-кредитов, этот сегмент перестал быть основным в его кредитном портфеле — в четвертом квартале банк существенно нарастил объем кредитов наличными, в результате их доля впервые стала превалирующей.
Согласно отчетности ХКФ Банка по международным стандартам финансового учета (МСФО), в 2011 году его чистая прибыль составила 10,75 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 14,3%. По итогам трех кварталов прошлого года чистая прибыль банка составляла 8,3 млрд руб.— таким образом, рост этого показателя в четвертом квартале составил 29,5%.
Основная причина увеличения балансовых показателей банка — это рост кредитного портфеля, за год он увеличился на 50% и достиг 112,8 млрд руб. против 75,27 млрд руб. на 31 декабря 2010 года, указывает аналитик ИК «Солид» Елена Юшкова.
При этом наиболее активный рост наблюдался в сегменте кредитования наличными, объем таких кредитов увеличился втрое, с 18,4 млрд до 55,3 млрд руб., притом что объем POS-кредитования — основного до сих пор сегмента бизнеса ХКФ Банка — вырос за год лишь на 3,2%, до 44,5 млрд руб. Взрывной рост кредитования наличными (+31%) пришелся на последний квартал года. В результате по итогам года доля кредитов наличными в портфеле ХКФ Банка составила 46%, впервые превысив долю POS-кредитов (37%). Доля ХКФ Банка на рынке POS-кредитования за год снизилась с 28% до 24% (данные Frank Research Group), хотя банк по-прежнему удерживает лидирующие позиции на нем.
В ХКФ Банке такую диверсификацию бизнеса объясняют большими перспективами рынка кредитов наличными. «Если у рынка кредитования в торговых сетях емкость около 185 млрд руб., то у кредитов наличными — более 2,5 трлн руб.,— считает председатель правления ХКФ Банка Иван Свитек.— Мы ожидаем, что доля кредитов наличными в нашем портфеле продолжит увеличиваться».
Время, когда ХКФ Банк мог беспрепятственно расти на рынке POS-кредитования, закончилось, указывают эксперты. «Потенциал этого рынка ограничен, а после выхода на него Сбербанка в партнерстве с Cetelem (розничный бренд BNP Paribas, старт проекта намечен на осень.— «Ъ») конкуренция на нем существенно возрастет, и другим игрокам останется меньше пространства для роста»,— говорит аналитик «Барклайс Капитал» Станислав Пономаренко.
Между тем наращивать кредитование ХКФ Банку необходимо — в конце года темпы роста привлеченных клиентских средств значительно опережали рост кредитования. «Рост средств клиентов, размещенных в банке за четвертый квартал 2011 года, составил 106% (36 млрд руб.), при этом рост кредитного портфеля — лишь 16,6% (8,76 млрд руб.),— подсчитывает аналитик ФГ БКС Дмитрий Дорофеев.— В результате, чтобы разместить привлеченные средства, банк увеличил свои вложения в денежные средства и эквиваленты, а также облигации, доля которых в активах банках выросла с 9,8% до 17,9%».
Несмотря на большой потенциал рынка кредитования наличными, его доходность
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА