Высший арбитражный суд сегодня поддержал индивидуального предпринимателя, который требовал от Банка Москвы вернуть переплату по кредиту, которая возникла после того как банк в кризис в одностороннем порядке повысил процентную ставку. Судебные решения нижестоящих инстанций были отменены, а дело передано на новое рассмотрение. Юристы, опрошенные «Маркером» считают, что теперь кредитных организаций ждет волна аналогичных заявлений c требованиями о возмещении клиентам переплаты, полученной по «кризисным займам».
Надзорная инстанция сегодня удовлетворила жалобу заемщика Банка Москвы. В ней индивидуальный предприниматель говорил о неправомерности одностороннего повышения банком ставок по кредитам и требовал признать незаключенными допсоглашения к договору о повышении в 2008 и 2009 годах кредитной ставки с 14% до 24,5%. В тот период в законе не было жестко прописан запрет на одностороннее повышение ставок по кредитам. Он появился лишь в 2010 году.
В соответствии с законом, в настоящее время это ограничение обратной силы не имеет. Проиграв спор с банком в трех инстанциях, индивидуальный предприниматель решил обратиться в ВАС с жалобой. Коллегия судей надзорной инстанции, в свою очередь, решила передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Удмуртия. Как посчитали в ВАС, «значительное повышение ставок не соответствует принципам разумности и добросовестности банка-кредитора, а итоговые условия договора — кабальные для заемщика». Следовательно, запрет на необоснованное одностороннее повышение ставок по кредитам может распространиться на наиболее тяжелый этап кризиса — когда жестких ограничений в законе на повышение банками ставок по кредитам еще не было.
«Банки могут столкнуться с волной исков граждан, которые на основании принятого надзором решения потребуют возместить им переплату по кредитам», — говорит общественный советник Федеральной антимонопольной службы Анатолий Семенов. При этом, отмечает он, суммы возмещения могут составить даже сотни миллионов рублей, а учитывая количество потенциальных истцов, банки могут понести и миллиардные потери.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ