Несмотря на кризис ликвидности и снижение притока средств от населения, банки в 2011 году увеличили роль кредита в экономике и заработали рекордную прибыль. Однако капитал по-прежнему растет медленнее, чем того требует ситуация.
В конце февраля премьер-министр Владимир Путин на заседании правительства отчитал банкиров за слишком высокие ставки по кредитам корпоративному сектору. Стоимость кредитов в прошлом году для крупных заемщиков действительно выросла: с сентября прошлого года ставки поднимались в среднем на 0,25 п. п. каждые две недели. Отчасти ситуацию спровоцировали нестабильность мировых финансовых рынков и вывод ресурсов международными банковскими группами из России. Но в большей степени это следствие создания искусственного профицита бюджета: сознательно сдерживая платежи бюджетополучателям, Минфин тем самым заставил банки больше денег занимать у населения и государства. Чтобы компенсировать потери, банки были вынуждены поднять ставки по вкладам, что привело к росту кредитов. Сегодня банки с госучастием кредитуют бизнес в среднем по рынку под 9,5% годовых, частные под 11—16%.
Осенний кризис ликвидности заставил волноваться и финансистов, и промышленников, и население. Но несмотря на всплеск нервозности, банковский бизнес закончил 2011 год очень хорошо, свидетельствуют данные ежегодного рейтинга аналитического центра «Эксперт-Урал».
Разморозили
В среднем по системе активы выросли на 24%. Для сравнения: рост в 2010 году составил всего 16%, в 2009-м — 9%. Более быстрыми темпами росли госучреждения: группа ВТБ, включая Банк Москвы и Транскредит, Газпромбанк, Россельхозбанк и МСП Банк.
Активы уральских банков (без учета Ханты-Мансийского банка) в целом развивались несколько медленнее среднего — 19%. Среди всех 73 банков прирост ниже 20% — у 44, в том числе ниже 10% — у 25, а у 11 банков — вообще уменьшение активов за год.
Одна из причин — усиление конкуренции за счет укрепления позиций банков федерального уровня. По информации, предоставленной АЦ «Э-У» отдельными банками, Уральский банк Сбербанка России, филиалы Газпромбанка, ВТБ24, Райффайзенбанка показали рост активов в Уральском регионе больше, чем в целом по стране.
Впрочем, и среди уральских банков есть лидеры с темпами роста выше среднего. Прежде всего это три крупнейших самостоятельных банка — Ханты-Мансийский, СКБ-банк и УБРиР, которые давно вышли за пределы региона.
В отличие от двух предыдущих лет, банки значительно сократили вложения в ценные бумаги: совокупный рост за год — всего 6% по системе, причем обеспечили его в основном госбанки (без их участия игра на фондовом рынке дала бы всего 2% роста). У некоторых групп банков, например частных федеральных и Сбербанка, зафиксировано падение.
Таким образом, впервые за посткризисные годы наибольший вклад в рост банковской системы внесло кредитование: инвестиционные планы разморозили как компании, так и домохозяйства. Если в 2010 году население и предприятия обеспечили банкам примерно равный прирост кредитного портфеля — 14 и 16% соответственно по России, 13 и 12% — по Уралу, то в 2011 году разница оказалась значительна — 36 и 25% в стране, 38 и 21% в регионе.
Как мы уже говорили, основная часть крупных компаний сегодня кредитуется в госбанках: частные просто не в состоянии выдерживать конкуренцию на уровне ставки в 9,5% годовых. Поэтому все активные операции региональных банков сосредоточены в сегменте малого и среднего бизнеса. Банковская статистика не позволяет выделить этот сегмент, поскольку кредиты всему нефинансовому сектору считаются совокупно. Но по динамике кредитов индивидуальным предпринимателям определенные тенденции выявить можно. Так вот, в целом по стране за 2011 год эти кредиты выросли на 38%, а среди уральских банков — на 48%. Впрочем, это заслуга в основном СКБ-банка.
В региональном разрезе картина следующая. В Курганской области с ее очень слабой самостоятельной банковской системой рост активов выше среднего по Уралу показали все три местных кредитных учреждения, в более продвинутой Челябинской — два банка, всего по одному динамичному банку оказалось в Оренбургской области, Пермской крае и Удмуртии. Сильнейшим субъектом федерации на Урале, с точки зрения развития банковского бизнеса, по-прежнему остается Свердловская область.
Минфин рулит
Как мы уже отмечали, в динамике обязательств главной особенностью ушедшего года стало замедление темпов роста частных вкладов. Мы обозначали эту тенденцию по итогам 11 месяцев прошлого года, правда, с оговоркой, что, возможно, традиционно «урожайный» для банковского сектора декабрь внесет свои коррективы (см. «Дорогой юрик», «Э-У» № 4 от 30.01.12). Итоговые цифры подтвердили правоту предположения. Впервые за посткризисные годы лидерами по динамике в структуре обязательств стали депозиты юридических лиц (46 против 9% в 2010-м), тогда как срочные вклады физлиц заметно сбавили (19 против 30% в 2010-м), с 26 до 19% сократился рост расчетных счетов и немного — вкладов физлиц до востребования (с 41 до 32%). Львиную долю прироста обеспечили средства бюджета, прежде всего Минфина, который размещал депозиты в крупнейших банках страны для вливания в них ликвидности. Максимум — 1 трлн рублей — пришелся на октябрь-ноябрь. Однако эти средства достались лишь трем десяткам крупнейших банков, среди уральских в числе получателей значится только ХМБ.
На этом фоне уральские банки показали неплохой прирост депозитов коммерческих предприятий: их доля в срочных пассивах за год выросла с 26 до 30%. Впрочем, у конкретных банков очень большой разброс, суммарный прирост пришелся в основном на СКБ и УБРиР. Уральские банки показали более чем скромный прирост остатков на расчетных счетах (6%, у филиалов москвичей он существенно больше) и значительно больший рост остатков на счетах ИП (22%): это еще одно подтверждение того, что местные банки преимущественно работают с предприятиями малого бизнеса.
Между тем от структуры пассивной базы во многом зависит и кредитная активность. Преимущество филиалов московских банков перед региональными банками как раз и состоит в том, что они имеют более дешевые ресурсы, привлеченные из головного офиса. Избыток денег в Москве и недостаток в регионах по-прежнему остается особенностью банковской системы страны: население Москвы и Московской области составляет 13%, тогда как на депозиты физических лиц, собранные в этом регионе, приходится 42%. И за последний год концентрация ресурсов в центре усилилась. Поэтому тенденция проникновения московских банков с активными операциями в регионы будет набирать обороты.
Ложка дегтя
Финансовые итоги банковского сектора выглядят просто ошеломляюще: несмотря на кризис ликвидности, прибыль банков в целом по стране составила в 2011 году 848 млрд рублей — это в полтора раза больше, чем в предыдущем. Причем результат достигнут не только за счет роста кредитного портфеля, но и в немалой степени — за счет улучшения качества обслуживания ссуд, что позволило банкам снижать объемы отчислений на формирование резервов (в 2011 году в резервы пошло всего 40% заработанной прибыли, годом ранее — 70%). Количество убыточных банков на Урале сократилось с 10 до 6.
Единственный, пожалуй, показатель, понижающий градус, — капитал российских банков. Он вырос всего на 11%. На этом фоне уральские банки несколько выделяются: у них динамика капитала оказалась выше, чем активов. Но это произошло за счет нескольких крупных банков региона: они смогли не только заработать, но и увеличить уставный капитал за счет средств акционеров (за 2011 год эмиссии провел 21 банк). Средняя картина такая же, как и по России. Таким образом, недостаточная капитализация переходит в разряд системных проблем банковской системы и на этот год.
Сергей СЕЛЯНИН, Ирина ПЕРЕЧНЕВА
Таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.