Средний бизнес для многих банков Северо-Запада — одна из самых привлекательных категорий корпоративных заемщиков. Такие компании не могут оказывать давление на стоимость ссуд, в отличие от крупных предприятий, но более прозрачны и устойчивы, чем малый бизнес. Вероятнее всего, конкуренция за средний бизнес в 2012 году усилится: на фоне роста экономических рисков банки будут стремиться к большей диверсификации портфелей, чтобы снизить концентрацию на крупных клиентах, наиболее подверженных влиянию внешних факторов.
После кризиса 2008 года многие коммерческие банки, ранее предпочитавшие конкурировать за крупные ссуды, заявляли о намерении делать упор на среднюю клиентуру. К таким выводам они пришли, обжегшись на зависимости от нескольких крупных заемщиков, при возникновении проблем у которых появляется серьезная угроза для финансовой устойчивости банка. В прошлом году тенденция к смещению акцента в пользу среднего бизнеса усилилась, так как активность госбанков в сегменте крупных заемщиков, государственных контрактов, их ценовой прессинг на рынок, наблюдавшиеся в 2010-м, подтолкнули ряд коммерческих структур отказаться от присутствия в этом сегменте.
Особая каста
Критерии, согласно которым компании можно причислить к средним, банки определяют исходя из структуры портфеля и масштаба. Наиболее распространена классификация, основанная на нормах законодательства, — средним считается предприятие с годовой выручкой от 400 млн до 1 млрд рублей. Например, такого подхода придерживаются в филиале «Петербургский» банка «ГЛОБЭКС», близки к нему и критерии банка «Возрождение» — от 480 млн до 1,2 млрд рублей. У Северо-Западного банка Сбербанка России максимальная планка выше — от 400 млн до 2,5 млрд рублей. Некоторые организации не выделяют такие предприятия в отдельную категорию, объединяя их с малым бизнесом. Так, в Санкт-Петербургском филиале Промсвязьбанка к сегменту малого и среднего бизнеса причисляют клиентов с годовым объемом выручки до 540 млн рублей, в банке «Санкт-Петербург» — от 90 млн до 1 млрд рублей.
Подобную категорию заемщиков можно назвать золотой серединой не только
«В целом уровень риска по таким предприятиям ниже, чем по малым, но несколько выше, чем по крупным заемщикам, — подтверждает начальник управления малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала Промсвязьбанка Александр Хайкинсон. — В то же время средние компании в меньшей степени подвержены влиянию внешних факторов, чем крупные». Это значит, что изменение конъюнктуры на сырьевых рынках или макроэкономические стрессы не так сильно сказываются на их устойчивости. И наконец, средние клиенты позволяют диверсифицировать портфель: как правило, они привлекают суммы в размере от 50 до 150 млн рублей. В большинстве случаев цель займа — финансирование текущей деятельности и покрытие кассовых разрывов, так что банк получает быстрооборачиваемый кредит с приемлемым уровнем доходности.
Привлекают средний бизнес и инвестиционные средства, но опять же не в таких объемах и не на столь длительные сроки, как крупный. «Спросом пользуются кредиты среднему бизнесу с целью формирования и увеличения основных фондов, финансирования затрат, связанных со строительством, модернизацией производства, приобретением оборудования (в том числе в лизинг), разработкой, освоением производства и изготовлением новых видов продукции», — перечисляет заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра банка «Возрождение» Владимир Пинчук.
Разумная сдержанность
Рост интереса банкиров к таким заемщикам вполне резонен, однако о повышении кредитной активности среднего бизнеса в прошлом году вряд ли стоит говорить, скорее спрос сохранился на уровне 2010-го. Вероятно, причина и в том, что средний бизнес имеет возможность использовать и собственные ресурсы (чего часто лишен малый), при этом он тщательно просчитывает издержки и не закредитовывается так, как крупные предприятия. Чаще всего средние компании предпочитают кредитоваться в том банке, где у них открыт расчетный счет, максимальное число финансовых организаций, где они обслуживаются, редко превышает две.
«В Сбербанке достаточно кредитных продуктов, которые могли бы удовлетворить потребности среднего бизнеса. Проблема в том, что потенциальные клиенты плохо информированы об этих продуктах, — рассуждает директор управления продаж корпоративным клиентам Северо-Западного банка Сбербанка России Людмила Козяк. — Причина, на мой взгляд, кроется в уровне финансового менеджмента, который у многих средних компаний в целом слабее, чем у крупного и крупнейшего. Более тщательно изучать предложения, сравнивать варианты, особенно в условиях постоянного изменения макроэкономической ситуации, — это ключевая функция финансового менеджмента предприятий, которой средний бизнес порой уделяет недостаточно внимания. При возникновении потребности в кредитовании обязательно нужно обращаться не только в свой банк, но и в другие».
Некий консерватизм присущ таким заемщикам и в выборе банков-партнеров. Кстати, в отличие от крупных структур, подразделения которых работают с теми банками, которые предпочитает головной офис, «середнячки» чаще всего самостоятельны в решении таких вопросов. «Представители среднего бизнеса преимущественно ориентированы на долгосрочное сотрудничество с банками. Такое стратегическое видение руководителей компаний в отношении взаимодействия с потенциальными банками-партнерами определяет ряд требований, — рассказывает Владимир Пинчук. — В частности, выдвигаются требования к программному обеспечению кредитной организации по расчетно-кассовому обслуживанию, внимание акцентируется на удобстве и технологичности документооборота, а также на квалификации сотрудников, которые сопровождают банковские продукты, реализуемые в рамках заключенных с клиентом соглашений».
Наиболее важный момент — гибкая тарифная политика банка и оперативность принятия решений по вопросам предоставления кредитных продуктов. Руководители предприятий оценивают степень ориентированности кредитной организации на клиента и его потребности, добавляет Пинчук.
Продать побольше
Прогнозы на 2012 год с точки зрения как развития экономической ситуации, так и перспектив кредитного рынка весьма расплывчаты. Если не осуществится самый пессимистичный сценарий, при котором банки будут вынуждены почти полностью свернуть кредитную активность, как в 2009 году, то «середнячки» останутся лакомым кусочком как для региональных банков, так и для подразделений федеральных структур.
К наименее рисковым, а значит, наиболее интересным в этом сегменте банкиры относят розничную и оптовую торговлю, ориентированную на массовый рынок. Вполне устойчивым им видится пищевое производство, а перспективным с точки зрения спроса — сельское хозяйство. «В сегменте среднего бизнеса у нас за последний год серьезно увеличилась ссудная задолженность по сельскохозяйственным, рыболовным, строительным компаниям. Так, по рыболовству прирост кредитного портфеля у нас составил почти 260%, а по строительным компаниям — 47%», — отмечает Людмила Козяк.
Эксперты прогнозируют, что конкуренция за качественных средних заемщиков продолжит расти, в частности, и потому, что такие клиенты интересны банкам с точки зрения перекрестных продаж. В отличие от представителей малого бизнеса, средние компании готовы размещать средства на депозитах, пользоваться зарплатными проектами для сотрудников, прибегать к факторинговым операциям и услугам лизинга.
Выросли из малых
Вице-президент филиала «Петербургский» банка «ГЛОБЭКС» Владимир Кротов:
— Наш банк применяет традиционный подход к отнесению клиентов к той или иной категории субъектов предпринимательства, ориентируясь на критерии, прописанные в законодательстве, а именно — на среднюю численность сотрудников и объем годовой выручки. Так, к субъектам среднего предпринимательства относятся предприятия со штатом от 100 до 250 человек и выручкой от 400 млн до 1 млрд рублей в год.
В первом полугодии 2011 года мы наблюдали активный прирост кредитного портфеля (более чем в два раза), однако экономическая ситуация скорректировала этот процесс в четвертом квартале — выдача кредитов практически прекратилась, клиенты тоже ждали лучших условий и изменений на рынке. По итогам двух месяцев этого года можно смело утверждать, что ситуация выправилась и вновь обозначился рост кредитного портфеля.
Среди наших клиентов, относящихся к среднему бизнесу и наиболее активно кредитовавшихся в прошлом году, преобладают предприятия оптово-розничной торговли, промышленного и дорожного строительства, жилищного строительства и сектора услуг. К наименее рисковым отраслям мы относим предприятия, оказывающие услуги по государственным контрактам, и компании оптовой торговли. К наиболее рисковым — предприятия жилищного строительства.
Если рассматривать средний бизнес в целом, а не какую-либо отдельную отрасль, то следует констатировать, что предприятия среднего бизнеса имеют высокую финансовую устойчивость, чему, без сомнения, способствуют прозрачные источники погашения кредитов и высокий уровень финансового менеджмента. Абсолютно все предприятия, прошедшие этап малого бизнеса и поднявшиеся на новый уровень, не смогли бы этого сделать без умелого использования финансовых услуг и профессионализма менеджмента.
Еще десять лет назад клиенты в основной массе были рады самому факту получения кредита и зачастую величина процентных ставок и сроков не была для них настолько же важна, как само наличие дополнительного финансового рычага. Это было связано с тем, что практически все сегменты российского рынка не до конца были заняты ключевыми игроками. Сегодня, в период достаточно жестокой конкуренции, бизнес зачастую вынужден экономить на всем, и в первую очередь он хочет сэкономить на процентных выплатах за пользование кредитными ресурсами.
Но хотя процентные ставки играют значительную роль в выборе банка средним клиентом, немаловажны и такие критерии, как качество обслуживания, сроки принятия решений и наличие полного спектра банковских услуг.
Сегодня наши клиенты в основном работают с двумя-тремя банками, разделяют свои кредитные портфели минимум между двумя банками, чтобы иметь возможность в случае необходимости в короткие сроки сменить партнера. Это в очередной раз доказывает, что средний бизнес в России имеет высокий уровень финансового менеджмента и высокую финансовую устойчивость.
50 на 50
Начальник отдела системных продаж дирекции корпоративного бизнеса банка «Санкт-Петербург» Павел Гордт:
— Средние компании, выбирая банк для получения кредита, в первую очередь оценивают условия кредитования и расчетно-кассового обслуживания (процентные ставки, срок кредита, комиссии и т. д.). Другие значимые факторы при выборе банка — его надежность и оперативность принятия решения о выдаче кредита.
Доля среднего бизнеса в кредитном портфеле банка «Санкт-Петербург» — порядка 22%, а по итогам 2011 года рост портфеля составил 17%.
Активнее всего у нас кредитуются предприятия оптовой торговли, строительные компании. Значительная доля также принадлежит бизнесу, занимающемуся оказанием розничных услуг населению.
В среднем уровень риска по средним клиентам, исходя из рейтингов наших заемщиков, достигает 50—65%. Практически все предприятия данного сегмента подвержены влиянию внешних факторов. При этом предприятия, кредитующиеся в нашем банке, отличаются высоким уровнем финансовой дисциплины.
Интересны подобные клиенты и с точки зрения привлечения средств на депозиты. Управляющие компании и различные фонды больше интересуются депозитами на срок до года и размещают суммы от 50 млн рублей, производственные предприятия — от 10 млн рублей на 30—91 день в среднем, строительные компании — от 80 млн рублей на срок от 180 дней.
Каждая компания решает для себя, какой банк для размещения средств выбрать. Очевидно, что чем меньше кредитная организация и ниже ее рейтинг, тем сложнее ей привлекать ресурсы клиентов. Следовательно, и ставки по депозитам такие банки предлагают выше, но при этом риск того, что они не переживут время неопределенности, также значительнее. Бизнес старается найти золотую середину между доходностью вложений и риском их невозврата. Помимо размера ставок компании обращают особое внимание на надежность банка.
Ольга ВЕЛИКАНОВА