Кредитные организации выполняли не свойственные им административные функции без малого десять лет — с 1993 года. Причем о компенсации затрат банков на содержание штата специалистов и ведение отчетности даже речи не было. Банки исполняли обязанности контролирующего органа исключительно за свой счет, да еще и под угрозой штрафа за вольное или невольное нарушение правил. В результате расходы на проведение контроля банки были вынуждены покрывать за счет увеличения цены своих услуг.
Со штрафами теперь будет покончено. 7 февраля Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект «О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Саму обязанность банков контролировать соблюдение клиентами кассовой дисциплины отменили с начала 2012 года Указанием ЦБ РФ № 2750-у.
Банковскому персоналу больше не надо тратить свое время на несвойственные ему функции вроде проверки полноты оприходования денежной наличности клиентов, полученной ими в банке, сверки суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, контроля соблюдения установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Авторы законопроекта, отменяющего ответственность банков за невыполнение обязанности по контролю за соблюдением кассовой дисциплины, подсчитали: на проверку только одного клиента сотрудник банка затрачивал в среднем 4,7 часа рабочего времени.
Однако не все готовы разделить радость банков в связи с освобождением от постылых обязанностей. Андрей Крутов, депутат Госдумы РФ, член комитета по бюджету и налогам считает, что единственным последствием принятия данного законопроекта будет снятие последних ограничений и препятствий к незаконному обороту наличных. По мнению депутата, в настоящее время в России контроль за расходными операциями организаций в наличной форме полностью отменен. На ФНС возложен контроль только за выручкой — за входящими, но не исходящими наличными денежными потоками. Эффективно контролировать «обнал» ФНС не сможет, уверен Крутов, так как будет получать информацию о подозрительных операциях только по окончании отчетного периода, через три месяца. Только банк мог в режиме реального времени обеспечить контроль за снятием наличных, подчеркивает Крутов, призывая вернуть прежний порядок.
Анатолий Аксаков, зампред комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, другого мнения. Он считает, что переход контроля за соблюдением кассовой дисциплины от банков к ФНС не повлияет ни на эффективность борьбы с отмыванием капитала, ни на отток капитала, потому что практически все операции по выводу средств из России осуществляются в безналичной форме. Для повышения эффективности борьбы с отмыванием капитала было бы целесообразно наделить банки правом отказывать в открытии счетов, а также правом разрывать в одностороннем порядке договор с клиентом и прекращать проведение операций по счетам, если банк видит признаки проведения клиентом сомнительных операций, полагает эксперт.