В России получить карточку с овердрафтом может практически каждый. Банкиры с азартом рассказывают, что в развитии розничного кредитования делают ставку именно на кредитные карты, хотя и жалуются, что заемщик стал слишком разборчивый. Есть в России и другие специалисты, которые тоже делают ставку на кредитки: мошенники среди многообразия банковских продуктов выбирают именно их, так как стремление людей к удобству любой ценой вопреки рискам сделало присутствие клиентов банков для многих операций необязательным.
С месяц тому назад я получила sms следующего содержания: «Мастер-банк отказал вам в выдаче кредита». Жаль, конечно, что отказал. Только я пока в кредитных средствах не нуждаюсь, потому благополучно забыла про это сообщение. Через месяц отправители первого сообщения вновь напомнили о себе. На этот раз позвонила «автоматическая информационная служба Мастер-банка». «Напоминаем вам о необходимости погасить взятый вами кредит. Чтобы прослушать сообщение еще раз, нажмите 1. Чтобы соединиться с оператором, нажмите 2». Одно дело, когда тебе отказывают в несуществующей просьбе, и совсем другое, когда просят вернуть несуществующий долг. Я поспешила нажать кнопку 2. По словам оператора, без запинки представившегося сотрудником Мастер-банка, я получила кредитную карту с возобновляемым лимитом 60 тыс. руб. и активировала ее месяц назад в магазине «Эльдорадо». Услышав мое активное недовольство по поводу действий банка, оператор перевел звонок в «службу безопасности».
Казалось, что голос банковского сотрудника на том конце провода искренне мне сочувствует и сделает все необходимое, чтобы списать с меня несуществующую задолженность — сразу же, как только я сообщу ему фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер банковской карты. Удивительно, что
Пользуясь служебным положением, я связалась с ответственными сотрудниками Мастер-банка. Видимо, я была не первая «задолжавшая» в этот день банку деньги, потому что настоящие сотрудники Мастер-банка могли разговаривать лишь раздраженным голосом и вместо извинений велели мне ознакомиться с текстом на новостной странице их интернет-сайта. Текст гласил, что «сотрудники Мастер-банка не совершали подобных звонков». В следующие два дня еще трое моих знакомых боролись за то, чтобы списать свою несуществующую задолженность в Мастер-банке.
По прогнозам аналитиков, рынок розничного банковского кредитования будет расти в России еще как минимум три-четыре года на 30—50%. За это время карточные воры, думаю, придумают и другие способы паразитирования на кредитках. Тем более что продукты нишевых банков, активно развивающихся в одном направлении, являются лучшим объектом для мошенничеств.
Юлия ЧАЙКИНА