Держатели 85,8% греческих гособлигаций в частном секторе согласились добровольно обменять их на новые бумаги с потерей большей части своих вложений. Стране не хватило совсем немного, чтобы избежать применения вызвавшего столь много споров положения о коллективных действиях. Рейтинговые агентства расценили этот шаг как дефолт, что приведет к исполнению страховых контрактов CDS. Однако, даже несмотря на самую крупную реструктуризацию госдолга в истории, шансы Греции на безоблачное будущее ничтожно малы.
Обмен в стиле инквизиции
Переговоры об обмене представителями частного сектора существующих греческих гособлигаций на новые продолжались четыре месяца и сопровождались шантажом и угрозами потерять все вложения в случае отказа. В итоге инвесторы, участвовавшие в программе, заявляли неофициально, что она «такая же добровольная, как испанская инквизиция». Как бы то ни было, заявки на участие в обмене к вечеру четверга подали держатели облигаций номиналом 152 млрд евро, выпущенных по греческим законам (85,8% от общей суммы), и держатели бумаг еще на 20 млрд евро, выпущенных по международным законам. После применения положения о коллективных действиях (могло быть использовано после согласия на сделку держателей не менее 75% греческих госбумаг) доля гособлигаций, участвующих в обмене, достигла 95,7% от их общего объема на балансах компаний частного сектора.
Инвесторы, согласившиеся простить Греции 53,5% от ее номинального долга, получат на каждые 100 евро старого долга 15 евро надежных краткосрочных облигаций европейского стабфонда EFSF и 31,5 евро в виде новых греческих облигаций со сроком погашения от 11 до 30 лет. Страны — кредиторы Греции выделили на эти цели 35,5 млрд евро. В результате обмен поможет Греции снизить общее долговое бремя на 105 млрд евро с текущих 368 млрд евро, до 120,5% ВВП к 2020 году. Для этого грекам предстоит убедить владельцев выпущенных по международным законам бумаг еще на 5,2 млрд долл., которые, по оценке греческого министра финансов Евангелоса Венизелоса, отказались от участия в обмене. Афины дали им возможность пересмотреть свое решение до 23 марта. «Впервые Греция не добавляет, а убирает долг со спин своих граждан», — объявил в телеобращении премьер-министр Греции Лукас Пападимос.
Сама по себе реструктуризация госдолга Греции и последующее выделение второго пакета помощи — позитивные подвижки, однако кредиторы исходят из чрезмерно оптимистичных прогнозов, поэтому максимум, что было достигнуто, — Греция и зона евро только выиграли какое-то время, считает экономист Capital Economics Бен Мэй.
Дефолт запустит страховые выплаты
Реакция рейтинговых агентств на обмен греческих облигаций с принуждением несогласных была однозначной — «дефолт». Такой вердикт в пятницу вынесло агентство Moodys. Fitch тогда же объявило об «ограниченном дефолте», а Standard & Poors присвоило Греции рейтинг SD («выборочный дефолт») еще в конце февраля. Агентства обещали повысить кредитную оценку Греции после завершения обмена. Реакция рынков на греческий дефолт, возможность которого держала их в напряжении более года, в пятницу была очень сдержанной. Ощутимо просел только евро, подешевевший в пятницу к доллару на 1,2%.
Тем не менее Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA) признала обмен греческих облигаций «кредитным событием», которое приведет к страховым выплатам в рамках кредитно-дефолтных свопов (CDS). По данным Depository Trust & Clearing Corp., общий объем чистых выплат по греческим гособлигациям по контрактам CDS может достичь 3,16 млрд долл. Однако на деле он, скорее всего, будет ниже, так как владельцы греческих гособлигаций потеряют не все свои вложения. Для сравнения, выплаты по контрактам CDS после банкротства Lehman Brothers составили 5,2 млрд евро.
По оценке Европейской банковской администрации (EBA), больше всего на CDS рискует потерять итальянский UniCredit, который может выплатить в рамках исполнения CDS 240 млн евро (данные на сентябрь прошлого года). Выплаты Deutsche Bank могут достичь 77 млн евро, BNP Paribas — 74 млн евро. Напротив, главными получателями выплат по CDS могут стать британские HSBC (194 млн евро) и RBS (177 млн евро).
Тем не менее история с реструктуризацией греческого долга и проволочкой с вынесением вердикта ISDA, в управляющий комитет которой входят в том числе банки, участвующие в обмене греческих бондов, подорвет доверие к рынку CDS, убежден управляющий Pimco Билл Гросс. «Правила здесь изменились. Неприкосновенность их контрактов определенно снизилась», — полагает он.
Помощи не видно конца
Реструктуризация греческого госдолга открывает путь для выделения второго пакета помощи стране на 130 млрд евро, который, как ожидается, будет окончательно одобрен министрами финансов стран зоны евро уже в понедельник. Президент Франции Николя Саркози поспешил заявить в пятницу, что «проблема решена», однако министр финансов Германии Вольфганг Шойбле отметил, что считать так было бы «большой ошибкой». И он не одинок в своем пессимизме.
Даже после реструктуризации гособлигаций уровень суверенного долга Греции снизится к 2020 году лишь до текущих показателей Португалии — второго слабого звена зоны евро. Безработица в Греции в результате постоянного сокращения госрасходов достигла 21%, а экономика, как стало известно в пятницу, в прошлом году сократилась даже не на 7, а на 7,5%. Перспективы возвращения страны к экономическому росту туманны. При этом нет никакой уверенности, что после выборов, которые пройдут в апреле-мае, новые греческие власти будут придерживаться достигнутых договоренностей. В этом случае помощь может быть отозвана, полагает Бен Мэй. Еврокомиссия намерена направить сразу четырех своих сотрудников в Афины, чтобы они контролировали деятельность греческих властей и заранее предупредили бы страны-кредиторы об отклонении страны от выбранного курса.
Рынки также не верят в то, что проблемы Греции закончились. Трейдеры еще в пятницу провели тестовые торги с целью определить будущую доходность новых греческих облигаций. По 11-летним бумагам она, скорее всего, будет в диапазоне 18—21%. Это вдвое меньше 39%, которые требуют держатели существующих 10-летних бумаг, но все равно больше 14-процентной доходности аналогичных бондов Португалии. «Я боюсь, что Греции может потребоваться новая помощь в этом году и в следующем и еще через год. И ей также может потребоваться новая реструктуризация», — цитирует The Financial Times главного стратега по рынкам JP Morgan Asset Management Ребекку Паттерсон.
По данным черновой версии последнего доклада тройки международных кредиторов о текущей ситуации в Греции, которые приводит Der Spiegel, в период с 2015 по 2020 год Греции может потребоваться еще один пакет помощи в 50 млрд евро. При этом после обмена облигаций главным кредитором Греции станут другие европейские страны и межгосударственные структуры, на частный сектор будет приходиться лишь около 63 млрд евро от всего долга страны. Поэтому любая новая реструктуризация греческого долга ударит уже не по инвесторам, а по странам-кредиторам.
Андрей КОТОВ