Переговоры о реструктуризации долга Греции растянулись на восемь месяцев. Стартовым предложением Афин было списание 10% долга. Итог — 83,5% частных кредиторов согласились обменять бумаги стоимостью 206 млрд евро на новые, списав 53,5% долга. С учетом процентов потери кредиторов превысят 70%.
Реакция держателей облигаций была беспрецедентной, радовался министр финансов Греции Эвангелос Венизелос. Для признания сделки действительной на реструктуризацию должно было согласиться 66% кредиторов.
К остальным кредиторам может быть применена так называемая норма коллективного действия — принудительная реструктуризация долга. Тогда в сделке примет участие 95,7% кредиторов. Облигаций, купленных правительствами еврозоны (53 млрд евро), МВФ (20 млрд), ЕЦБ и национальными центробанками (более 50 млрд), сделка не коснется.
Обмену подлежат выпущенные по греческому законодательству бумаги, гарантом по которым выступают правительство (на 177 млрд евро) и госкомпании (около 10 млрд). Не ясен статус облигаций, выпуск которых регулируется иностранным правом. Их владельцы могут оспорить сделку в международных судах: стоимость этих бумаг превышает 18 млрд евро, согласие на реструктуризацию дали 69% кредиторов. Упорствующим кредиторам Греция дала на раздумья две недели, предупредив, что денег у нее нет. Эти инвесторы слишком наивны, думая, что им удастся все получить, заявил Венизелос.
Реструктуризация греческого долга станет первым примером невыполнения обязательств развитой экономикой за 60 с лишним лет, пишет FT. Агентство Moodys объявило о дефолте Греции и снизило ее рейтинг с Ca до наиболее низкого уровня C. Но альтернативой сделке был неконтролируемый дефолт Афин — 20 марта Греции предстоит рефинансировать обязательства на 14,5 млрд евро. Сделка уменьшит долг Греции на 107 млрд до 240 млрд евро. Вместе с бюджетными реформами она позволит сократить госдолг страны со 160 до 120% ВВП к 2020 г. — это уже управляемый уровень, отмечают международные кредиторы в лице представителей ЕС и МВФ. Добровольная реструктуризация была одним из главных условий выделения стране 130 млрд от ЕС и МВФ, предоставление кредита министры финансов стран еврозоны рассмотрят в понедельник.
Политики вздохнули с облегчением. Европа начала оправляться от кризиса, заявил президент Франции Николя Саркози. Угроза кризиса суверенных долгов миновала, вторила ему директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. Реакция же рынков была смешанной. Евро подешевел на 1,02%, нефть марки Brent подорожала на 33 цента до $125,77.
А вот аналитики настроены пессимистично. Радикально сделка ситуацию не улучшит: долговая динамика Греции остается проблемной, замечает Фабио Фуа из Barclays Capital. Афинам потребуется третий кредит, считают в Wells Fargo Advisors. И дальнейшая реструктуризация обязательств, предупреждает Ребекка Паттерсон из JPMorgan Asset Management (цитата по FT).
Экономика Греции в ужасной форме, констатирует Дуглас Эллиот из Brookings Institution. По прогнозам Еврокомиссии, ВВП страны в 2012 г. сократится на 6%. Секвестр госрасходов продолжит ухудшать ситуацию в экономике, ударит по доходной базе бюджета и усугубит проблему долга, считает нобелевский лауреат Пол Кругман. Удалось избежать самого жесткого сценария — неконтролируемого дефолта, пишут аналитики Moneycorp, но если Афины не выполнят согласованный с кредиторами план сокращения госслужащих и продажи госактивов, не повысят собираемость налогов, то долговой кризис грянет с новой силой.
Срыва обязательств Греции опасаются и кредиторы. Еврокомиссия намерена контролировать выполнение обязательств правительством Греции: для этого четыре чиновника организации будут постоянно находиться в Афинах. На сером рынке новые греческие облигации уже начали торговаться: 30-летние — по 15—17 центов, 11-летние — по 20—22 цента, пишет WSJ, такие котировки означают, что инвесторы не верят в выполнение Грецией своих обязательств.
Екатерина КРАВЧЕНКО