DaimlerChrysler получил от ЦБ разрешение на открытие в России своей банковской «дочки», которая займется кредитованием покупок автомобилей. В июне банковскую лицензию получила «дочка» другого мирового автогиганта — Тойота Банк. По словам аналитиков, приход на рынок автокредитов автомобильных концернов заставит большинство российских банков пересмотреть программы автокредитования.
В соответствии с информацией на официальном сайте Банка России ЦБ зарегистрировал дочерний банк автоконцерна DaimlerChrysler — ООО «ДаймлерКрайслер Банк Рус». Лицензию новый иностранный банк получит, оплатив уставный капитал в размере 170,14 млн руб. В пресс-службе «ДаймлерКрайслер Рус» рассказать о подробностях проекта затруднились, уточнив, что «открытие дочернего банка не ставит своей целью увеличение прибыли, планируется только улучшение сервисного обслуживания наших клиентов».
«Дочка» DaimlerChrysler уже второе банковское подразделение, открытое международными автоконцернами в России. В июне лицензию получило российское банковское отделение автоконцерна Toyota — Тойота Банк. Несмотря на то что оба банка только готовятся выдавать кредиты, автодилеры уже собираются подсчитывать прибыли. «Число продаж автомобилей в кредит увеличится до 60—70%, что соответствует мировому уровню»,— радуется совладелец дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев.
Ряд экспертов считают, что присутствие банковских подразделений мировых автоконцернов на российском рынке приведет к тому, что доли российских банков в выданных автокредитах может не оказаться. В лучшем для потребителей случае, как считает аналитик ФК «Уралсиб» Кирилл Чуйко, приход зарубежных финансовых институтов может «крайне обострить конкуренцию в секторе автокредитования». В худшем, по словам предправления банка «Электроника» Владимира Романова, «большой части российских банков придется либо отказаться от автомобильного кредитования, либо входить в альянс с производителями как субдилерами». Как пояснил Игорь Пономарев, процентная ставка по кредиту у «дочек» производителей ниже, чем у российских банков. Это подтверждается и собственными заявлениями производителей, что их банки не ориентированы на получение прибыли. Основная цель — удержать динамику продаж, которая по иномаркам составляет около 70% в год.
Впрочем, участники российского рынка автокредитования не считают эту позицию абсолютно верной. «Конечно, глобально конкуренции со стороны мировых гигантов опасаться стоит,— говорит главный исполнительный директор группы Компания розничного кредитования Валерий Шуватов,— но у нас в запасе есть еще несколько лет. К тому же на российском рынке всегда будут популярны автомобили среднего класса, которые автодилеры смогут представлять без производителей». Генеральный управляющий по розничным продуктам и услугам Международного московского банка Алексей Аксенов тем не менее считает, что пострадать могут банки, чья деятельность связана с кредитованием автомобилей определенной марки. «Конечно, обидно будет потерять эксклюзивный контракт с DaimlerChrysler,— признается Алексей Аксенов.— Но их марки машин не являются массовыми, и мы без проблем заменим их другими предложениями для физических лиц».
Руслан ШАРИПОВ, Юлия ЧАЙКИНА