Финансовая пирамида Сергея Мавроди МММ-2011 активно развивается в Белоруссии. Обещание 50% в месяц оказалось крайне привлекательным на фоне белорусской инфляции. Правоохранительные органы республики деятельности пирамиды не препятствуют.
Центральный офис МММ-2011 в Минске расположился в торговом центре «Московско-Венский» в самом центре, на проспекте Независимости. Официальное название офиса — «Консультационный пункт МММ-2011 (звено «МММ-курс в Беларуси»)». На белорусском сайте проекта предупреждение: «Внимание! Финансовая пирамида. Гарантий нет. Высокий риск». И тут же предложение получать 50% дохода в месяц в валюте.
Пирамида активно рекламируется. На форумах, социальных сетях и досках объявлений в интернете множество сообщений «Помогу зарегистрироваться в МММ-2011 в Минске». Реклама в сети дополняется листовками на подъездах и столбах, а также в местных газетах бесплатных объявлений. Отдельным жанром стали статьи, разъясняющие, что МММ-2011 просто отдаёт гражданам ту прибыль, которую от них утаивают алчные банкиры. Также проводятся «обучающие семинары»: «Секрет богатых и проклятие бедных», «Способы активного участия в жизни МММ-2011», «МММ-2011 как стиль жизни».
Побывать в самом офисе МММ-2011 так и не удалось, несмотря на заявленный график работы «с 10 до 19». Пришлось созваниваться и встречаться с консультантами, указанными на сайте, — Геннадием и Сергеем. По их словам, проект МММ-2011 в Белоруссии — это неофициальная и никак государством не зарегистрированная касса взаимопомощи, которая дает возможность обрести основной либо дополнительный источник доходов.
Консультанты заверяют, что в новом проекте Мавроди участвует уже 15 млн человек: «У нас уже есть и госчиновники, и сотрудники фискальных органов, и милиционеры, и банкиры».
Офисы структуры также есть в Новополоцке, Орше, Гомеле и Гродно. В Гомеле местные консультанты МММ-2011 заявляют об особых льготах (30% вместо 20% стандартных) для пострадавших от катастрофы в Чернобыле.
Власти деятельности пирамиды не препятствуют. «Я вообще не уверена, что это входит в нашу компетенцию. Если там мошенничество, то это уже другая сфера. Если человек стал жертвой, он может обратиться к нам, и наши юристы подскажут ему, как действовать», — ответила «Газете.Ru» сотрудница Комитета государственного контроля Белоруссии на вопрос о законности пирамиды.
«Мы ничего не можем делать, пока нет потерпевших, пока нет официально зарегистрированных жалоб, заявлений от людей, потерявших деньги. Но к нам пока никто не обращался», — ответили спустя неделю на запрос в Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями МВД Белоруссии.
«Представители МММ в любом случае должны быть зарегистрированы государством. Даже если просто физическое лицо консультирует по финансовым вопросам — значит, у него должна быть лицензия аудитора, которую выдает министерство финансов. Вообще же, если даётся консультация по финансовым вопросам, то это должен быть субъект хозяйственной деятельности», — не видят ничего криминального в деятельности Мавроди и в министерстве по налогам и сборам. В Национальном банке Белоруссии об МММ-2011 разговаривать вообще отказались.
«Похоже, в госструктурах никто не знает, как себя вести с МММ-2011, что это вообще такое, какой у него статус, — говорит частный финансовый консультант Лев Шинкевич. — Единственное, за что белорусское государство могло бы прищучить местных «мавродиевцев» быстро и эффективно, — это незаконная предпринимательская деятельность. Но они её не ведут и постоянно это подчёркивают. А доказать обратное трудно даже в белорусском суде. Реально все сделки между участниками «МММ-курс в Беларуси» совершаются между частными лицами, и без бумаг здесь почти невозможно
Пирамида в Белоруссии начала активно возводиться спустя полгода после открытого видеобращения Мавроди персонально к Александру Лукашенко. Глава МММ посоветовал белорусскому президенту отказаться от «стандартных» экономических механизмов. «Дайте мне карт-бланш, возможность открыть сеть пунктов МММ в Белоруссии. Я за месяц-два остановлю инфляцию и падение курса белорусского рубля. И неважно, пирамида это или нет. Моральные критерии, применимые в обычной жизни, здесь неприменимы», — пояснил Мавроди.
Денис ЛАВНИКЕВИЧ