Банки смогут расторгать договоры банковских счетов с клиентами, если операции по ним покажутся кредитным организациям подозрительными, следует из проекта закона, подготовленного Росфинмониторингом для обсуждения в правительстве.
По закону о противодействии отмыванию доходов подозрительными могут считаться операции, подлежащие обязательному банковскому контролю, — операции по счетам физлиц на сумму свыше 600 000 руб., открытие вклада в пользу третьего лица и внесение на него наличных денежных средств и др. О расторжении договора банк будет обязан сообщить клиенту, договор перестанет действовать в течение месяца после уведомления владельца счета. В этот промежуток банк не сможет осуществлять операции по данному счету, за исключением перечисления обязательных платежей в бюджет. Соответствующие поправки, направленные на борьбу с отмыванием доходов, Росфинмониторинг предлагает внести в Гражданский кодекс.
Банки и сейчас могут бороться с недобросовестными клиентами, говорит вице-президент Бинбанка Екатерина Колесова: «Банк имеет право запросить у клиента документы, обосновывающие операцию, а если клиент отказывается их предоставить, банк может не проводить данную операцию». Сейчас расторгнуть договор с владельцем счета банк может только в судебном порядке, отмечает вице-президент по правовым вопросам Пробизнесбанка Сергей Летунов. Счет может быть закрыт и в том случае, если по нему в течение года не осуществлялись никакие операции, добавляет руководитель финансовых практик «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. Поправки упростят работу с ненадежными клиентами, считает Колесова. Расторжение договора — хороший инструмент по борьбе с сомнительными операциями, банки смогут очистить баланс от таких операций, солидарен Летунов. Сейчас у банков нет инструмента по проверке вкладчиков, который был бы аналогичен бюро кредитных историй заемщиков, банкам было бы неплохо его иметь, говорит он.
По закону банк может счесть подозрительной операцию, которая не имеет очевидного экономического смысла, говорит руководитель банковской практики «Пепеляев групп» Лидия Горшкова и отмечает, что это субъективное определение. Сейчас банки обязаны в определенный срок уведомлять Росфинмониторинг об операциях, подлежащих обязательному контролю, логично было бы, чтобы риски по расторжению договора лежали на Росфинмониторинге: ведомство может через суд предъявлять банкам иски и требовать таким образом расторжения договора с клиентом, полагает Дубов.
Законопроект разослан по ведомствам для сбора замечаний, говорит представитель правительства.
Дарья БОРИСЯК