Страны группы БРИКС, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, намерены сократить использование доллара. Они собираются выдавать друг другу кредиты в национальных валютах и расширять их использование во внешней торговле.
Соглашение об этом может быть подписано 29 марта в Нью-Дели саммите БРИКС. Инициатором стал Китай.
Если перейти к такому варианту, практически полмира смогут кредитовать друг друга без доллара, прогнозируют эксперты «РГ». Постепенный уход от американской валюты важен
Правда, перспективы у подобного соглашения хорошие, оценивает президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. В БРИКС входят страны со стабильно высокими темпами роста экономики. Кредитными возможностями располагают прежде всего Китай и Россия, где накоплены большие золотовалютные резервы, добавляет замдекана факультета мировой политики и экономики НИУ «Высшая школа экономики» Андрей Суздальцев.
При этом именно Пекин и Москва, напоминает он, в последнее время пытаются усилить свое влияние на международных рынках. И готовы увеличить свой взнос в Международный валютный фонд, помочь с выкупом евродолгов. «Однако пока создается впечатление, что этими деньгами не прочь воспользоваться, но Китай и Россию хотят держать на периферии финрынков, — замечает эксперт. — Инициатива стран БРИКС поможет им укрепить свои позиции».
Кстати, и для России, и для Китая заявленный шаг — не первая попытка продвинуть свои валюты. Соглашения о проведении расчетов в нацвалютах Пекин уже заключил с Сингапуром, Малайзией, Гонконгом, Южной Кореей, Индонезией, Японией и рядом других государств. Подобный документ подписан и с Россией. Наша страна в свою очередь продвигает рубль на постсоветском пространстве, удельный вес его в торговых операциях со странами СНГ составляет уже около 60 процентов. Однако и у юаня, и у рубля есть свои слабости. Для валюты Поднебесной — это неконвертируемость и ее привязка к курсу доллара, напоминает Суздальцев. Главная проблема рубля связана с недостаточно диверсифицированной структурой нашей экономики, говорит Мамонтов. И потому нам сложно предложить партнерам за рубли какие-либо товары, кроме газа и нефти. Но у России, считает Мамонтов, хорошие перспективы по экспорту сельхозпродукции, собранных в России иномарок.
Еще одно препятствие для перехода стран БРИКС на расчеты и кредиты в нацвалютах — небольшой объем взаимной торговли и инвестиций между государствами, уточняет Суздальцев. Бразилия в основном ориентирована на рынок Южной Америки. Крупнейшим торговыми партнерами Китая до сих пор являются США и Европа. Рынок ЕС занимает 48 процентов во внешней торговле России. Впрочем, ситуация меняется довольно быстро. Так, в прошлом году торговля между Бразилией и Китаем выросла на 37 процентов, Бразилией и Индией — на 20 процентов. Объем торговли России с Китаем в 2011 году показал рост на 42 процента. Товарооборот России и ЕС за это же время увеличился на 29,8 процента. А выдача друг другу кредитов в нацвалютах, в свою очередь, станет стимулом и для развития торговых отношений внутри БРИКС.
Елена КУКОЛ