Легендарное терпение русского народа и исключительные цены на нефть позволили либеральным реформаторам реализовать в России уникальную по жесткости финансовую политику. Даже пресловутый currency board предусматривает эмиссию денег в размерах чистого притока иностранной валюты: сколько пришло — столько и ввели в обращение. В России реализуется значительно более жесткая модель, при которой вводимая в обращение при помощи скупки валюты Банком России рублевая масса частично тут же стерилизуется самыми разными способами, вплоть до замораживания средств в бюджете.
Официально это объясняется борьбой с инфляцией, но в России она носит не монетарный, а структурный характер и вызывается в первую очередь произволом монополий. Попытки бороться с их последствиями ограничением денежной массы, то есть путем финансового удушения страны, подобны попыткам лечения ревматизма виселицей.
Ухудшенный currency board страдает теми же недостатками, что и обычный: привязывая объем денег в обороте к внешней конъюнктуре, государство утрачивает способность управлять собственным денежным оборотом, а с ней — и экономический суверенитет: судьба страны вверяется слепой игре глобальных рынков.
Во внешнем кризисе — будь то обесценивание нефти (как осенью 2008 года) или неопределенность судьбы Греции (как в сентябре 2011) — эта система обеспечивает мгновенное, инстинктивное ужесточение финансовой политики, «на ровном месте» провоцируя кризис ликвидности. Если неповоротливая бюрократия не успеет отреагировать на подобное ужесточение, экономика рухнет
Но и без внешних шоков чрезмерно жесткая финансовая политика Банка России наносит экономике колоссальный ущерб. Строго говоря, искусственно создаваемая нехватка денег представляется сегодня главной непосредственной проблемой финансовой системы.
В 2000-е годы сложился уникальный в своей чудовищности механизм кредитования российского бизнеса. Чрезмерно жесткая финансовая политика, создавая в России искусственный дефицит денег, вынуждает бизнес на внешние займы. Но одалживает он в развитых странах, по сути дела, свои средства, уплаченные им в виде налогов «родному» государству: с учетом банковского мультипликатора внешние займы российского бизнеса вполне сопоставимы со средствами, выведенными за рубеж российским же бюджетом.
В результате перед обострением глобального кризиса, в 2005—2008 годах, при высоких — около 30% ВВП — сбережениях Россия стала одним из крупнейших среди неразвитых стран импортером капитала.
По сути, это усовершенствованная схема залоговых аукционов: тогда государство брало взаймы у будущих олигархических банков во многом свои же средства, хранившиеся там налоговыми и таможенными органами. В последние годы российский бизнес берет на Западе в долг свои средства, уплаченные им в виде налогов и выведенные туда российским государством.
Но глобальный кризис останавливает этот грабительский по сути механизм: зарубежные рынки капитала закрываются для большинства российских заемщиков, и страна лишается доступа к «длинным деньгам», необходимым для развития. В результате чрезмерно жесткая финансовая политика ставит Россию на грань кризиса ликвидности (о чем свидетельствуют высокие, более 6,5%, ставки межбанковского рынка даже в конце 2011 года) — в ситуации, когда государство и экспортеры сырья буквально захлебываются от денег.
Банк России, похоже, не готов к новой реальности не только институционально (надежных механизмов доведения ликвидности до всех значимых элементов банковской системы просто нет), но и идеологически, о чем свидетельствует его приверженность чрезмерно жесткой финансовой политике. По мнению экс-министра финансов, президента ВТБ-24 М. Задорнова, Банк России до сих пор не рассматривает себя как кредитор последней инстанции. А ведь «задача по управлению экономическим ростом, стоимостью денег через процентные ставки заключается в том, чтобы… постоянно предоставлять… ликвидность, не рассматривая… беззалоговые аукционы как антикризисную меру».
Укрепление рубля
Руководство Банка России демонстрирует олимпийское спокойствие перед лицом не только этих проблем. Даже президент ВТБ Костин отметил на съезде Ассоциации российских банков: «Беспределы, которые мы видели в Межпромбанке, Банке Москвы, „Славянском», ВЕФК, отчасти
Слабость банковского контроля имеет особо тяжкие последствия в кризисах вроде ситуации конца 2008 — начала 2009 годов. Тогда Банк России предоставил значительную ликвидность крупнейшим банкам, которые должны были прокредитовать ею реальный сектор. Но в реальности, насколько можно судить, основная часть средств осталась у банков, обеспечив им не просто стабильность, но и значительные прибыли.
Это усугубило перекос финансовой системы, при которой на 5 крупнейших банков приходится три четверти выданных кредитов и половина капитала и которая оборачивается фактическим отсутствием банковской конкуренции в большинстве регионов. Это поддерживает высокие процентные ставки, тормозящие развитие и особенно чувствительные для малого и среднего бизнеса.
Банк России не демонстрирует значимых усилий по децентрализации банковской системы, созданию сети эффективных региональных банков, способных надежно и бесперебойно финансировать местное развитие. Похоже, замыкание финансовых потоков страны на Москву, а в отраслевом плане — на спекулятивные операции не воспринимается им как порок государственного управления.
Отсутствие усилий по удешевлению кредита и смягчению финансовой политики дополняется чрезмерными требованиями к банкам, которые также блокируют развитие. В частности, требования по созданию неадекватно высоких резервов не дают укреплять капитальную базу. Банк России требует полуторакратного (!) резервирования кредитов, которые заемщик перевел после получения на счета в другие банки.
Банковский сектор не справляется с задачей направления экспортных сверхдоходов на нужды развития России, в том числе и
Не совсем понятно, о какой модернизации и о какой «сильной России» разглагольствуют официальные лица в то самое время, когда их собственная политика — даже помимо присоединения к ВТО на заведомо кабальных, убийственных для экономики условиях — уже более двух десятилетий направлена на финансовое удушение почти любой созидательной деятельности.
Михаил ДЕЛЯГИН
Автор — директор Института проблем глобализации, д. э.н.