Многоцветное мировое шоу индустрии мобильной связи, Mobile World Congress (MWC), обогатилось в этом году новой краской — в отдельное направление была выделена программа App Planet, посвященная разработке и внедрению приложений. Почетное место среди них заняли платежные сервисы, обещающие мобильным операторам новые источники денежных поступлений. Интересно, скоро ли наступит время тотальной «мобилизации» российских бумажников, а слово «толстосум» автоматически заменится «толстофоном»?
Объем мобильных платежей в нашей стране в прошлом году эксперты оценивают в 15—20 миллиардов рублей. Правда, маржа при этом невелика, рассказывает Денис Зырянов, руководитель направления «Мобильная коммерция» оператора «МегаФон», единицы процентов от оборота. Действительно, наш мир m-commerce — это мир микроплатежей, пытающийся вырасти на предоплатных тарифных планах. Это объясняет огромную разницу в объемах рынка m-commerce в РФ и на Западе: у нас в зачет идут главным образом платежи со счета мобильного телефона, а там — всевозможные платежи с участием мобильника, включая списание денег с банковской карты.
Мы движемся в том же направлении — об этом говорят многочисленные партнерские соглашения, которые заключают между собой операторы, банки, системы электронных денег и т. п. Объединяет всех борьба против общего конкурента — наличных денежных средств, которые наполняют бумажники граждан. Она сплачивает даже таких заклятых конкурентов, как участники «большой тройки»: в конце января они решили объединить свои базы контрагентов мобильной коммерции. «Платежные сервисы не могут быть локальными и местечковыми», — поясняет Денис Зырянов.
Для того чтобы обратить кэш в безнал, есть один весьма понятный и удобный для граждан способ — мобильный телефон со встроенным чипом бесконтактной технологии NFC. Помните опыты с проходом в метро по мобильному телефону? К этим проектам сегодня можно добавить два других, запущенных в Перми: МТС там тестирует NFC-платежи за бензин на заправках «ЛУКОЙЛа», а также продажи продуктов в торговых автоматах сети UVENCO. Дмитрий Панфилов, директор департамента финансовых услуг МТС, обещает в этом году новые проекты и в других регионах, в том числе в Москве. «Рынок офлайн-платежей в различных торговых точках на несколько порядков больше, чем рынок сферы услуг», — резюмирует устремления мобильных операторов Денис Зырянов. Интерес именно к NFC-технологии так велик в числе прочего еще и потому, что такой телефон умеет загружать в себя компьютерные образы самых разных бесконтактных карт: транспортных, УЭК, карт лояльности и т. д. «Это один из сегментов рынка мобильных платежей, пока наиболее развитый, — комментирует Карина Абагян, директор по маркетингу «Ситроникс Микроэлектроника».— Это ведь удобно: вместо 20 карт со скидками — только телефон».
Вот почему в тот момент, когда Isis — совместное предприятие, созданное в США крупнейшими операторами мобильной связи AT&T Mobility, Verizon Wireless и T-Mobile USA, — приглядывало платформу мобильной коммерции, выбор пал на ПО C-SAM. Оно поддерживает более двух десятков услуг: купонные сервисы, оплата билетов, парковки, медицинских и банковских услуг. Правда, два десятка американских ритейлеров, включая такие компании, как Walmart и Target, вместе работают над созданием собственного сервиса мобильных платежей. Им не нравится ни Isis, ни Google Wallet, ни любой другой коммерческий продукт этого класса, потому что все они ограничивают магазины в предоставлении персонализированных предложений и купонов. «Актуальна не столько платежная функция сама по себе, сколько те сферы, которые к ней примыкают: купоны, программы лояльности, виртуальный поиск более низкой цены в ближайших магазинах и прочее», — отмечает Виктор Достов, председатель ассоциации «Электронные деньги».
На MWC свою модель m-commerce — со стороны поставщика инфраструктурного операторского оборудования — предложила компания Ericsson, а Intel, решив встроиться в систему бесконтактных платежей payWave, образовала альянс с Visa. В нашей стране свой подход разработала компания — агрегатор контента i-Free, взяв в партнеры производителя NFC-чипов NXP Semiconductors. «Не стоит забывать и о некоммерческих объединениях, разрабатывающих бизнес-модели мобильной коммерции, — добавляет Олег Золотарев, генеральный директор компании «Технологии процессинга».— Такие работы ведет Инфокоммуникационный союз».
В сложной структуре услуг m-commerce есть центральное звено. Оно называется Trusted Service Manager (TSM) и представляет собой платформу, которая отвечает за безопасность финансовых транзакций. Можно сказать: кто владеет TSM, тот главный по услугам мобильной коммерции. Но в этой части не все пока очевидно.
Как рассказывает Виктор Сестреватовский, директор по развитию бизнеса в области банковских, транспортных и NFC-приложений в России и СНГ компании NXP Semiconductors, физически в NFC-телефоне два основных блока — радиоконтроллер и элемент безопасности. Причем последний может располагаться как на SIM-карте, так и быть встроен в сам телефон. Понятно, что первый вариант предпочтительнее для операторов мобильной связи, поскольку теснее связывает с ними абонентов. А вот второй более интересен с точки зрения банков, торговых точек и т. д., которым выгоднее несвязанность покупателя с конкретным оператором. Как замечает Виктор Сестреватовский, технологически оба подхода можно совместить в одном устройстве и дать возможность выбора текущего способа оплаты: через банковскую или SIM-карту. Но единого идеального подхода пока не придумано. И потому производители трубок хотя и держат руку на пульсе — на рынке уже представлено почти 50 моделей с поддержкой NFC и почти столько же готовится к выпуску, — но на масштабное их продвижение в качестве платежного инструмента пока не решаются. Поскольку непонятно, поддержат ли их торговые точки.
К тому же стопроцентных гарантий безопасности мобильных платежей никто дать не может. Ловцы вирусов уверены, что вместе с популярностью NFC-телефонов появятся и соответствующие вредоносы. Подходящие для этих целей уязвимости в ПО управления платежами уже обнаруживаются. Так, недавно были выявлены две уязвимости электронного бумажника Google Wallet. «Если данные о банковском счете хранятся в специальном защищенном разделе NFC-чипа, то необходимые для работы системы значения хэш-функции этого ПИН-кода размещаются в файловой системе телефона, — рассказывает Денис Масленников, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». — А
Помимо рисков безопасности есть и другие причины, которые вызывают весьма осторожное отношение к платежам через телефон у банковского сообщества. «Все участники технологической цепочки еще должны договориться, как будут распределяться доходы от использования технологии, — подчеркивает Тимур Аитов, исполнительный директор Ассоциации российских банков. — До сих пор и у нас, и за рубежом эти важные договоренности достигаются не так быстро и легко, как бы этого хотелось». Специально в этих целях по инициативе АРБ и РСПП и при поддержке ЦБ РФ создается Национальный платежный совет — некоммерческое партнерство, которое займется в том числе гармонизацией отношений игроков мобильной коммерции.
Похоже, в мобильных платежах сегодня заинтересованы лишь операторы. И может статься, что NFC-телефоны придут в массы другим путем. Например, если вместо банковской карты записывать в телефон
В чьих руках окажутся мобильные кошельки?
Виктор Достов, председатель ассоциации «Электронные деньги»:
Конечно, сотовые операторы будут занимать определенное, профильное для них место, но помимо них на этом поле будут также и операторы электронных денег, международные платежные системы, банки и прочие игроки. Вряд ли когда-то мобильные операторы подменят собой кредитные организации. Рано или поздно они станут более активно сотрудничать и с «классическими» банками — для предоставления связанных услуг, например привязанных/виртуальных карт и пр.
Тимур Аитов, исполнительный директор Ассоциации российских банков:
Тандем телекомов и банков в продвижении NFC предопределен — телекомам вряд ли захочется тратить средства со счетов своих клиентов на
Олег Золотарев, генеральный директор компании «Технологии процессинга»:
Думаю, в России у сотовых операторов самые большие шансы занять доминирующее место на рынке мобильной коммерции. NFC может стать точкой прорыва. Мобильные платежи — это микроплатежи, значит, ставку надо делать на количество транзакций. А это означает, что выгода зависит от массовости и регулярности. Возможности оплачивать товары или услуги с мобильного должны быть доступны там, где осуществляется большое количество операций на мелкие суммы (прежде всего транспорт), плюс импульсивные покупки.
Помеченные
Телефон с поддержкой NFC может работать и как бесконтактная банковская карта, и как ридер. «К тому же телефон имеет доступ в Интернет, и вместе это открывает принципиально новые возможности, — рассказывает Карина Абагян, директор по маркетингу «Ситроникс Микроэлектроника». — Например, в NFC-метку мы «зашиваем» любую URL-ссылку, на которой размещен текст, рисунки, видео, аудио. Телефон читает метку, идет на этот URL и отображает/проигрывает его содержимое». Это означает не просто новый рынок, а суперрынок. Например, рядом с картиной в музее размещается метка, которая ведет на URL с аудиогидом. Поднес телефон — и слушай лекцию. Или можно пометить NFC-метками объекты на карте города. Поднес телефон — и получил подробное описание места, карту проезда и всяческие другие полезные линки, связанные с этой точкой на карте, например телефон такси, заказ персональной экскурсии и т. д. Еще пример: метка на входе в какое-либо помещение, например на выставку, позволяет автоматически регистрировать входящих людей и отправлять им персональные сообщения.
Эти новшества уже входят в повседневную жизнь. Например, британский город Ридинг решил переоснастить с помощью NFC-меток и QR-кодов все свои автобусные остановки и рекламные площадки (всего 325 единиц), включая центральный торговый центр. Они будут обеспечивать адресное взаимодействие рекламодателей с потребителями. А компания NXP Semiconductors выпустила мобильный ключ для гостиничных номеров: NFC-телефон и регистрацию постояльца проведет, и дверь откроет. И еще компания встроила NFC-метку внутрь «умной» стиральной машины: если с ней
Суровый климат техно-Клондайка
Кирилл Горыня, генеральный директор iFree Innovations:
Сегодня основной драйвер роста доходов операторов — денежные переводы. Впрочем, вряд ли все, что связано в России с процессингом безналичных платежей, можно назвать техно-Клондайком. Это низкомаржинальный и очень конкурентный рынок. Понятно и место NFC на нем — это просто еще одна технология, позволяющая организовать новый канал доступа к платежам. На пути создания NFC-инфраструктуры и NFC-сервисов, в частности, в России стоит целый ряд объективных ограничений и преград. Во-первых, требуются большие капиталовложения в создание совместимой инфраструктуры в точках оплаты или оказания услуг — там, где такой инфраструктуры совсем нет либо требуется апгрейд уже развернутых систем. Во-вторых, при создании основных NFC-сервисов, как, например, платежного или транспортного, в цепочке всегда присутствует несколько заинтересованных сторон — зачастую пять и даже более, что весьма усложняет процесс выработки взаимовыгодных договоренностей. Наконец, если говорить о мобильных платежных сервисах на базе NFC, то парк телефонов, поддерживающих эту технологию, на российском рынке представлен пока что очень ограниченно.
Чтобы преодолеть эти барьеры, те компании, чьи интересы лежат в сфере NFC и мобильной коммерции, объединяются в альянсы и коалиции — это интенсифицирует их действия и помогает быстрее вывести на рынки действительно востребованные и качественные услуги. Ведь даже для крупных игроков запуск таких сервисов и решений оказывается весьма трудной задачей
Сегодня в мире запущено пять-шесть крупных коммерческих пилотных NFC-экосистем. В них не столько отрабатывается техническая сторона вопроса, сколько идут работы по расширению спектра сервисов и поиску выгодных и эффективных бизнес-моделей. Ни одну из них пока нельзя назвать эталонной или универсальной — в разных странах эти модели сильно разнятся, поскольку вынуждены учитывать конкретные рыночные условия каждой страны. Но ясно одно: если NFC удастся создать в рамках уже существующих сервисов новую ценность для конечного потребителя, то у нее появятся отличные шансы на достойное место под солнцем.
Елена ПОКАТАЕВА