Банк России с подачи Агентства по страхованию вкладов (АСВ) готовит поправки, которые ограничат выплаты бонусов и премиальных экс-менеджерам и руководителям кредитных учреждений, столкнувшихся с финансовыми трудностями. Об этом вчера сообщил заместитель председателя ЦБ РФ Михаил Сухов.
Схемы лишения топ-менеджеров «золотых парашютов» в случае банкротства банка и в случае применения к нему процедуры санации (оздоровления) будут разными. «В ситуации ликвидации кредитного учреждения мы собираемся предложить, чтобы все требования его руководителей, касающиеся выплаты годовых бонусов, выходных пособий, премий — словом, всего, что не входит в понятие стандартной зарплаты, подпадали бы под требования кредиторов третьей очереди, а не второй, как сейчас, — рассказал Михаил Сухов. — Поясню почему: требования второй очереди, как правило, удовлетворяются процентов на 80, а третьей очереди — лишь на 10».
Если банк попал под санацию, правом не выплачивать бонусы и премии топ-менеджерам кредитной организации предлагается наделить АСВ. Оно сможет обратиться в суд, чтобы расторгнуть трудовые отношения с руководителями, которые довели банк до плачевного состояния, и лишить их финансовых поощрений.
«Надеемся, что депутаты согласятся с нашими предложениями. Обидно будет, если топ-менеджеры, которым жилось хорошо, когда банку жилось плохо, смогут улучшать свое благосостояние за счет кредиторов и государства, тем более что речь идет о достаточно внушительных суммах», — отметил Сухов. Он пояснил, что предложениями, которые готовит ЦБ, планируется дополнить законопроект об изменениях в два профильных закона — о банкротстве и о санации банков. «Документ уже находится в Госдуме. Свои поправки мы планируем внести между первым и вторым чтением», — уточнил Сухов.
Еще одна инициатива ЦБ, касается крупнейших банков. Регулятор планирует предложить им разработать планы мер финансового самооздоровления. Такая рекомендация содержится в «Ключевых атрибутах эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов» — документе, принятом Советом финансовой стабильности (FSB). «На основе стресс-тестов по сценариям, которые установит ЦБ, кредитные организации должны будут определить для себя наиболее вероятную величину потерь и источники их покрытия, — пояснил Михаил Сухов. — Порядок разработки планов самооздоровления и их опубликования мы сейчас разрабатываем. В середине осени начнем обсуждать их с банковским сообществом. Ряд банков уже проявляет интерес к этим процессам, потому что это становится важно с точки зрения прозрачности их бизнеса в глазах западных партнеров». По словам зампреда ЦБ, пока разработку таких планов кредитным учреждениям не будут вменять в обязанность. Но в перспективе это возможно. «Это не значит, что мы сомневаемся в финансовой устойчивости крупнейших банков. Просто наличие таких документов быстро станет стандартным параметром оценки состояния банковской системы», — резюмировал он.
Юлия КРИВОШАПКО