В воскресенье ЦБ второй раз за этот год зафиксировал снижение уровня максимальных процентных ставок по депозитам крупнейших банков. До этого непрерывный рост продолжался с сентября прошлого года, сейчас максимум составляет 9,52% годовых. «На мой взгляд, ставки по депозитам достигли потолка. Возможно, некоторые банки их еще повысят, но это будут единичные случаи. На этом уровне ставки еще могут продержаться квартал или полгода, а потом пойдут на снижение», — прогнозирует заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников в интервью «Российской газете». По его словам, ставки прекратили рост, потому что сейчас нет такого спроса на ликвидность, как в конце прошлого года. Аналитики считают, что повышать ставки и дальше банкам нет никакого резона, потому что к заметному притоку вкладов это все равно не приведет.
Данные ЦБ свидетельствуют о том, что, несмотря на рост процентных ставок в течение полугода, население все же не стало перераспределять свои сбережения в пользу депозитов. Их доля в общем объеме средств на счетах физлиц остается почти неизменной уже четыре месяца, отмечает ведущий эксперт «Центра развития»
Почему граждане не ведутся на предложения банков, несмотря на то, что процентные ставки сейчас заметно превышают инфляцию? Есть три взаимодополняющих фактора, которые снижают сберегательную активность населения и ограничивают спрос на банковские депозиты. Во-первых, наблюдается посткризисный рост потребления и смена модели финансового поведения. В условиях улучшения макроэкономической ситуации и снижения уровня безработицы население вполне ожидаемо стало меньше сберегать и больше тратить. В этом году АСВ ожидает, что прирост вкладов составит 16—18,5% (13,75—14 трлн рублей) против 20,9% в прошлом году. У этого замедления есть и позитивная сторона: снижение сберегательной активности стимулирует потребление, что благоприятно для динамики розничного товарооборота и роста ВВП, отмечает Мирошниченко.
Вторая причина снижения сберегательной активности кроется в недостаточном росте доходов. Население из нетто-кредитора банковской системы, которым оно было еще год назад, с третьего квартала 2011 года превратилось в нетто-заемщика, отмечает директор по макроэкономическим исследованиям
Кроме переориентации на потребление и замедления роста доходов есть еще одна, третья причина, которая объясняет происходящее. «Я думаю, денег под матрасами почти нет. По крайней мере, таких, которые бы могли перетечь в банковскую систему», — говорит Мельников. Когда вводилась система страхования вкладов, напоминает он, в 2004 году, размер страховки повысился до 400 000 рублей. Тогда был очень заметный приток средств населения на депозиты — люди вытащили деньги
Елена ЗУБОВА
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.