«Мир может погрузиться в рецессию, как это было в 2008—2009 гг., или даже испытать более сильную рецессию», — подчеркивалось в обзоре перспектив глобальной экономики Всемирного банка в январе 2012 г. Существование такой возможности заставляет разрабатывать программу действий в условиях потенциальных внешних потрясений. Она должна быть направлена на замещение внешнего спроса внутренним, формирование надежных источников внутреннего фондирования этого спроса и развитие кредитования.
В текущем году наиболее существенными для российской банковской системы останутся внешние риски. Но не следует чрезмерно сгущать краски. В 2012 г. при прогнозируемых, в т. ч. международными организациями, темпах роста экономики России на уровне около 3,5% наши регуляторы ожидают заметный рост кредитного портфеля банков (20—25%). Этот оптимизм разделяют независимые эксперты — при условии, что мировая экономика не будет развиваться по наихудшему из возможных сценариев.
В то же время взгляды глобальных регуляторов, похоже, становятся все более алармистскими. В течение последних шести месяцев прогнозы МВФ и Всемирного банка по росту развитых стран были снижены на 40—50%. А в случае еврозоны вообще ожидается реальное падение ВВП. Прогнозы по развивающимся экономикам (в т. ч. России) хоть и снижены, но в гораздо меньшей степени. Однако встречаются и тревожные оценки перспектив развития нашей банковской системы.
Напомню, что накануне кризиса 2008 г. в российской экономике наблюдался очевидный перегрев, одним из факторов которого был избыток кредитов, выданных российскими банками. Сейчас у наших компаний нет такой долговой нагрузки, как несколько лет назад, и это не может не радовать, т. к. экономические риски, связанные с чрезмерным объемом кредитования, в случае кризисного хода событий очевидны.
Хотя объем кредитного портфеля российских банков в январе 2012 г. несколько уменьшился (причем, у «дочек» иностранных банков это снижение оказалось сильнее), для пессимистических оценок нет оснований. В основном, свою роль сыграл сезонный фактор и валютные колебания. Сейчас динамика кредитования отражает общеэкономические тенденции, и, в целом, является благоприятной. В 2011 г. портфель корпоративных кредитов в России вырос почти на 30%. В то же время, инвестиции и строительство в течение года увеличивались неравномерно, что, вероятно, в итоге повлияло на отставание корпоративного кредитования от розничного. Розничный портфель возрастал опережающими темпами — почти на 40% за 2011 г.
Данные о достаточно высоких темпах роста кредитования могут навести на мысль о повторении сценария 2008 г. Однако структура заимствований и обеспеченность кредитов в корпоративном портфеле абсолютно другая, поэтому волны маржин-коллов и, как следствие, дефолтов ожидать не приходится. Что касается розничного рынка кредитования, то наблюдавшееся в IV квартале снижение активности (в то время как обычно спрос на кредиты в этот период весьма высок) сохраняется в первые месяцы 2012 г., хотя в данном случае это соответствует традиционному для этого времени сезонному фактору.
Улучшение ряда макроэкономических показателей и снижение безработицы способствовали более быстрому росту одного из компонентов кредитования, а именно, ипотеки. По предварительным оценкам, объем ипотечных кредитов, выданных российскими банками за прошлый год, увеличился примерно в два раза, как в денежном, так и в количественном выражении. В 2011 г. объем рынка ипотечного жилищного кредитования превысил максимальный докризисный уровень, установленный в 2008 г. Но следует опасаться «головокружения от успехов». Очевидно, кредитный бум на ипотечном рынке требует повышенного внимания регуляторов в связи с возникающими дополнительными рисками.
В последнее время также проявился еще ряд проблем: усиление оттока капитала; осложнение доступа российских банков к зарубежным источникам фондирования (что тем более повышает необходимость формирования внутренних источников и, в первую очередь, рефинансирования); удорожание пассивов; снижение показателя достаточности капитала и рост потребности в докапитализации, причем у некоторых банков — в наиболее острой форме; относительный недостаток качественных заемщиков и длинных денег.
Имеет место чрезмерная зависимость от внешних кредитных ресурсов как реального, так и банковского сектора. В прошлом году снова вырос внешний долг российских банков и предприятий, что делает более актуальной их переориентацию на внутренние источники фондирования. Но стоит отметить и то, что при росте внешнего долга российских банков его структура (преобладание долгосрочных иностранных обязательств) остается более благоприятной, чем в ряде стран с развивающейся экономикой. А, принимая во внимание незначительный по сравнению с ВВП размер государственного долга, состояние российского долгового рынка не вызывает опасений.
Избыточное акцентирование внимания на неблагоприятных тенденциях не должно превращаться в своего рода катализатор кризисных процессов, некий самосбывающийся прогноз. Но и отсутствие должной готовности тоже наказуемо. Мы, конечно, обязаны оставаться во всеоружии перед внешними рисками и угрозами. И, надеюсь, что современные положительные тенденции в России удастся сохранить.
Владимир ГОЛУБКОВ
Автор — председатель правления Росбанка