В понедельник ВТБ 24 начал прием заявок на обратный выкуп акций ВТБ от миноритариев, принявших участие в IPO госбанка 2007 года. Акции выкупаются по цене размещения — 13,6 копеек, что почти в два раза превышает рыночные котировки. Но продать акций можно не более, чем на 500 000 рублей. Акционеры банка могут подать заявки в течение месяца, до 13 апреля. По оценке организаторов, этот срок достаточен, чтобы предъявить акции к выкупу могли порядка 95 000 человек.
В первый же день миноритарии проявили повышенную активность. Поучаствовать в долгожданном событии в понедельник в отделения ВТБ 24 пришел 5861 акционер, из них в Москве и области — 2320. Без накладок не обошлось: в столице информационная система приема заявок
Как выяснил Slon, предъявлять акции к выкупу торопятся не все. Вице-президент «ТКС-Банка», член Консультационного совета акционеров ВТБ Олег Анисимов и вовсе не собирается этого делать. Участвовать в подобной акции ему не позволяют честь миноритария и финансовое образование.
Олег Анисимов, вице-президент ТКС Банка, член Консультационного совета акционеров ВТБ:
«Заявку на обратный выкуп акций ВТБ не подавал и не буду подавать. Считаю, что другие акционеры не должны нести ущерб от того, что банк будет покупать у меня акции по завышенной цене. Размер моего пакета акций ВТБ не превышает максимального объема, который можно предъявить к выкупу, и я мог бы его продать весь, но не буду.
Я не против выкупа как такового. Если
Дата очередного заседания Консультационного совета акционеров ВТБ, где будет заслушана информация о ходе обратного выкупа акций, пока не определена. Но не думаю, что у ВТБ и ВТБ 24 могут быть какие-то серьезные проблемы с организацией выкупа. У них для этого есть вся инфраструктура, банк коммуницирует более чем со 100 000 частных акционеров уже пять лет. Кто хочет предъявить акции к выкупу, еще успеет без спешки это сделать».
Василий Сидоров, управляющий партнер Euroatlantic Investments, член Консультационного совета акционеров ВТБ:
«Предъявлять к выкупу акции ВТБ не тороплюсь, так как сумма, на которую я могу «сдать» акции, составляет примерно 1,5% от общей суммы моих инвестиций в акции ВТБ.
С точки зрения общения менеджмента ВТБ с Консультационным советом, подготовку к обратному выкупу оцениваю как полностью отсутствующую. Подготовку к этой процедуре ВТБ 24 мне сложно оценивать, так как пока не имел возможности наблюдать за техническим исполнением.
В целом, хорошо, что более 90% «народных акционеров» будут избавлены от дальнейшего пребывания в бумагах нерыночного банка. Плохо то, что не все 100% можно предъявить к выкупу — не на всю сумму вложенных средств. Получилось, что поверившие в IPO и вложившие в него более 500 000 рублей, будут еще раз наказаны».
Дмитрий Удалов, председатель Союза миноритарных акционеров, член Консультационного совета акционеров ВТБ:
«Программа обратного выкупа делалась специально для тех, кто не понимал всех последствий владения акциями и чьи интересы оказались ущемлены
Считаю, что ВТБ достаточно подготовлен к выкупу, и ВТБ 24, в отделениях которого принимаются заявки, справится с дополнительной нагрузкой. Сейчас общаюсь с другими акционерами ВТБ, контролирую ход программы обратного выкупа с тем, чтобы все, у кого есть право предъявить акции к выкупу, могли воспользоваться им без затруднений. Не очень понятно, почему выкуп идет с такой скоростью: на второй день к 16:30 было подано уже 11 872 заявки, что составляет около 10% от общего числа акционеров. Если появятся проблемы, буду их отслеживать, но пока мне неизвестно о каких-либо жалобах в связи с приемом заявок.
Основная претензия акционеров, которую они сейчас высказывают, состоит в том, что выкуп происходит по цене размещения, а дивиденды не покрывали инфляцию. В результате ВТБ получил прибыль от размещения, так как привлеченный акционерный капитал для него, по сути, стал беспроцентным кредитом. Потери банка — это масса потенциальных инвесторов, готовых из года в год покупать его акции и финансировать его проекты».
Михаил Задорнов, президент банка ВТБ 24:
«Я тоже приобретал акции в ходе IPO, но участвовать в buy back не буду, считаю что это для менеджера группы было бы неверно. К тому же я квалифицированный инвестор и понимал, что делаю».
Елена ЗУБОВА