Банк России изучает возможность применения повышенных обязательных нормативов к банкам, ведущим агрессивную кредитную политику, на стадии накопления ими проблем для ограничения рисков, сказал первый зампред ЦБ Алексей Симановский журналистам в среду.
«Пока мы таким правом не пользовались — исходили из того, что (если) банк и так на грани соблюдения нормативов, то еще их повышать некуда… но сейчас прорабатывается тема, насколько это возможно в принципе — не тогда, когда банк уже вошел в зону проблем, а тогда, когда он идет в этом направлении и есть основание считать, что через какое-то время банк столкнется с проблемами», — сказал он.
Банк России может применять к банку принудительные меры надзорного реагирования — повышенные обязательные нормативы только на стадии возникновения проблем.
По словам Симановского, сейчас регулятор изучает вопрос, насколько применение этих мер возможно в предупредительном порядке.
«2011 год начинался очень низкими темпами кредитования, а во втором полугодии было довольно существенное увеличение, поэтому стали не столько думать о разгребании завалов кризиса, сколько о действиях в превентивном праве и вспомнили об этом инструменте», — объяснил он причину внимания регулятора к этой проблеме.
В прошлом году темпы прироста кредитования оказались в два раза выше, чем в 2010 году. Кредиты нефинансовому сектору выросли на 26 процентов, населению — на 35,9 процента.
«Если банк агрессивную политику проводит, то рано или поздно он сталкивается с проблемами… я не могу исключить, что развитие ситуации может потребовать наиболее значимых надзорных действий с точки зрения ограничения агрессивной политики банков на конкретных сегментах рынка активных операций», — сказал Симановский, добавляя, что можно их тормозить через применение повышенных нормативов.
ЦБР после кризиса активно использует рекомендации, касающиеся ставок на рынке вкладов, заставляя банки с чрезмерно высокой стоимостью привлеченных ресурсов, снижать риски.
Симановский говорит, что в активах степень агрессивности может определяться объемом непрозрачных операций, не имеющих экономического смысла.
«Есть основание считать, что это агрессивная деятельность и высокорисковая — непонятно, куда пошли деньги — это и есть риск».
В потребкредитовании уровень агрессии, по словам первого зампреда ЦБР, оценить сложнее, но можно также ориентироваться на тех, кто «выбивается из рыночного тренда» роста портфеля.
«Тогда необходимо внимательно смотреть на качество рисков в банке, как ведет себя просрочка, как ведет себя резервирование, как банк определяет свою процентную ценовую политику, и как он отражает в этой политике рыночные реалии, не скрывает ли он проблемные кредиты», — сказал Симановский.
«Не пытается ли реструктурировать, продать так, чтобы увести с баланса. Если выявляются вещи сокрытия риска или то, что доходы банка с учетом стресс-тестирования не покрывают расходы… то политика банка может быть определена как агрессивная», — добавил он.
Симановский говорит, что если ЦБ найдет возможность применения повышенных нормативов в предупредительном порядке, то теоретически возможно использование коэффициентов.
«Если смотреть на ту практику, которую имеем, то условно говоря можно использовать повышенный коэффициент полтора к капиталу (если возможно)… нужно, чтобы банк либо тормозился, либо увеличивал капитал».
Прогноз ЦБР роста кредитного портфеля на 2012 год составляет 15—20 процентов.
Оксана КОБЗЕВА