Основные внешние риски для российской экономики связаны с усилением Китая. А хорошеющая репутация юаня грозит рублю. и через 5—8 лет не исключена валютная война. При этом китайский соперник сейчас гораздо сильнее.
Главным внешним риском для развития российской экономики признано бурное развитие восточного соседа. Об этом сообщается в итоговом экспертном докладе по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России до 2020 года.
Китай, говорится в докладе, завоевывает доминирующие позиции на товарных рынках, в том числе и традиционно российских. При этом отдельно оговаривается роль китайской валюты, которая может к 2020 году стать одной из мировых расчетных валют.
Рублю, по мнению большинства опрошенных Firstnews экспертов, пока мечтать о подобной перспективе ой как рано. И мало того, что тому препятствует «сидение на нефтяной игле», есть и еще причины. Но и шансы юаня не все оценивают однозначно.
«Объемы продаваемых товаров за рубли пока малы. Иностранцы не горят желанием покупать за рубли. А изменить ситуацию можно только увеличив ВВП России до уровня ВВП первой десятки стран по этому параметру»»,— прокомментировал корреспонденту Firstnews генеральный директор ИК «Ваш инвестиционный партнер» Алексей Красенков.
Затесаться в ряды мировых резервных валют крайне заманчиво, поскольку другие страны, покупая эти валюты, фактически спонсируют хозяев.
Сейчас Россия, покупая доллары, фактически подкармливает США, указал генеральный директор компании «Кредитный и финансовый консультант» Александр Гребенко.
Долгое время главной резервной валютой оставался французский франк, в 80-е годы 20 века его сменил доллар, которому, однако, фактически не удалось поцарствовать в одиночку: сначала его дополнял британский фунт стерлинга, теперь около «трона» настойчиво крутится евро.
Валютные войны абсолютно неизбежны, говорит Александр Гребенко. При этом он уверен, что рубль заранее проиграл свое первое сражение юаню, который, по его оценке, может занять место в ряду мировых валют даже раньше 2020 года.
При этом как раз с Китаем у России есть на сегодняшний день договоренности о частичных расчетах не в мировых валютах. Часть товаров они у России приобретают за рубли, а мы у Китая — за юани.
«На мой взгляд в ближайшие 10 лет говорить о попадании юаня в число мировых резервных валют не стоит. Сейчас эта валюта безусловно укрепляется. Однако, руководство Китая будет сдерживать ее укрепление, дабы дать возможность своим экспортерам держать низкие цены»,— сообщила корреспонденту Firstnews финансовый аналитик компании «2К Аудит — Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Екатерина Ефимова.
Кстати, юань — третья по распространенности валюта, в которой российские банки предлагают клиентам открывать депозиты.
Ирина ПОЛЯКОВА