В ближайшее время в ряде российских банков полиция планирует провести спецоперации в связи с подозрениями в незаконном обналичивании и выводе денег за границу. В интервью Business FM начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Денис Сугробов рассказал, что у правоохранительных органов есть претензии к руководителям конкретных кредитных организаций.
«Мы запланировали проведение серьезных мероприятий, — сообщил Сугробов Business FM. — Нам известны конкретные финансово-кредитные учреждения, которые в основном только и занимаются созданием этих схем, участвуют в регистрации и открытии счетов фирм-однодневок в качестве клиентов своих банков, и в дальнейшем используют их при обналичивании денежных средств, и вывода их на счета зарубежных компаний. Сейчас каждая такая схема отрабатывается. Я думаю, в ближайшее время вы узнаете о первых таких серьезных реализациях, где к уголовной ответственности будут привлечены не просто рядовые исполнители, а конкретные руководители банков».
Не переусердствовать
За прошлый год за разные нарушения лицензии лишились более 20 банков. Если МВД реализует свои планы, то в этом году список, видимо, будет значительно длиннее. При этом, по мнению участников рынка, опрошенных BFM.ru, нововведения могут иметь и отрицательный эффект, приведя снижению уровня прозрачности банковской системы. К примеру, это может способствовать тому, что реальные собственники банков предпочтут скрываться за третьими лицами. Эксперты говорят и о том, что ужесточение регулирования деятельности банков не решит проблему оттока капитала и ухода бизнеса в тень, а лишь ухудшит деловой климат в стране.
Директор департамента консалтинга и оценки компании «Нексиа Пачоли Консалтинг» Денис Зуев отметил в беседе с BFM.ru, что зачастую однозначно доказать факт коррупции очень сложно. «Даже мировая практика отмечает, что данный вид преступлений весьма изощрен в своей реализации, а все участники являются профессионалами высокого класса. Особенно сложно доказать подобные преступления при вовлеченности в коррупционные схемы руководящих должностных лиц».
По словам Зуева, комплексом превентивных мер по пресечению коррупции может служить грамотный риск-менеджмент как внутри банковских учреждений, так и со стороны Центробанка. «В последнем случае, кстати, такая система показала свои результаты в 2010—2011 годах, когда у примерно пятидесяти недобросовестных банков были отозваны лицензии», — отметил он.
Старые песни о главном
Стоит отметить, что еще в 2007 году в российских СМИ появилась информация о том, что Минфин и Банк России готовят пакет предложений в законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации», касающиеся критериев оценки деловой репутации руководства и владельцев крупных пакетов акций банков. Авторы документа, в частности, предлагали наделить Центробанк полномочиями добиваться увольнений руководителей банков.
Тогда это вызвало волну протестных комментариев у представителей банковского сектора. Участники рынка были крайне недовольны возможностью введения столь жестких мер, поскольку посчитали, что ЦБ может получить возможность неограниченного воздействия на любой банк (согласно законодательству, кандидатуры в руководство банков лишь согласовываются с ЦБ). Однако в дальнейшем развития эта идея так и не получила.
Тема борьбы с обналичиванием денег, фирмами-однодневками и выводом денег за границу была поднята вновь в феврале этого года после выступления первого вице-премьера Виктора Зубкова, который заявил, что путем отмывания средств за рубежом, а также путем обналичивания внутри России из экономики страны в прошлом году было выведено около 4% ВВП. Это, по его словам, создает угрозу безопасности России.
Около 1 трлн рублей, по словам Зубкова, «обналичено с признаками нарушения закона внутри страны». В этом случае основные объемы незаконных финансовых операций также связаны с деятельностью фирм-однодневок, которые действуют в налоговой и таможенной сфере, на финансовом рынке и особенно часто — в банковской сфере: «По имеющейся информации правоохранительных органов, ряд банков фактически создан для обслуживания теневых операций».
По словам Зубкова, наиболее уязвимыми для теневого оборота оказываются бюджетные расходы, имущественные и финансовые активы компаний, в том числе компаний с госучастием, сфера ЖКХ, ТЭК, оборонные и строительные комплексы. Он заявил, что «эти компании обросли псевдокоммерческими структурами».
В то же время в начале февраля Банк России заявил, что будет внимательнее следить за банками, размещающими все больше капитала в офшорных зонах. Под более пристальное наблюдение попадут финансовые организации, предлагающие очень высокие ставки по вкладам и требующие необычные залоги.
Пластик вытеснит кэш
Судя по всему, в скором времени для усиления контроля за расчетами граждан правительство рассчитывает максимально сократить в стране платежи наличными. Вероятно, именно поэтому кампания по повышению прозрачности банков разворачивается с новой силой.
10 марта министр финансов Антон Силуанов заявил, что его ведомство уже давно занимается разработкой предложений, которые направлены на ограничение денежных операций с кэшем при оплате крупных покупок, например, недвижимости и автомобилей.
В настоящее время, по его данным, доля наличных платежей в России в два раза выше, чем в европейских странах, и в полтора раза, чем в развивающихся. Эксперты МВФ утверждают, что увеличение спроса на наличные деньги — это следствие повышения активности в теневом секторе. По данным Росстата, теневой сектор в России составляет около 30% ВВП.
Правда, эксперты считают, что и в случае введения нового ограничительного требования желающие все равно найдут способы, как его обойти. Тем не менее, эта мера может принести пользу.
«Народ наш, конечно, хитер, но если навскиду, то я не вижу возможности обойти сделку, если она должна быть отражена официально путем безналичного расчета, — говорит замдиректора департамента компании ФБК Олег Матвеев. — Только если, скажем, под покупкой автомобиля не будет скрываться какая-то другая сделка».
Стоит отметить, что запрет на кэшевые сделки действует, к примеру, в Испании, где наличными можно оплатить лишь покупку ценой не более 3 тысяч евро. В Италии эта планка установлена еще ниже — тысяча евро.
Леонид ПОЛОЗОВ