Вчера руководители Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) подписали соглашение «О совместной борьбе с незаконной миграцией и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Стороны декларируют, что это необходимо для оперативного обмена данными о том, как и сколько денег иностранцы вывозят на родину, а также профилактики финансовых правонарушений. Таким образом, инструменты миграционного контроля теперь можно будет использовать в финансовой сфере, что, по мнению экспертов, «позволит решать внешнеполитические проблемы России».
По информации Ъ, соглашение о сотрудничестве инициировал Росфинмониторинг. Речь шла об оперативном обмене информацией при проверке махинаций с финансовыми счетами и денежными переводами. Глава Росфинмониторинга Виктор Зубков на встрече с главой ФМС Константином Ромодановским приводил примеры правонарушений с использованием чужих загранпаспортов: «Нам известен случай, когда паспорт уехавшего из России вьетнамского гражданина использовался для денежных переводов третьими лицами, в то время как было объявлено, что паспорт вьетнамца утерян и находился в розыске». По планам Росфинмониторинга ФМС будет предоставлять службе данные о статусе иностранца (даты въезда и выезда, наличие разрешения на работу). От ФМС служба рассчитывает также получать информацию об утерянных паспортах, с которыми Росфинмониторинг сможет сверять данные своих расследований.
Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян сообщил Ъ, что «для банков очень важно сделать так, чтобы данные о паспортах были постоянно в обороте»: «Нам необходимо знать, действительно ли за паспортами стоят реальные граждане, не украдены ли они. На рынке множество махинаций с подложными паспортами, особенно в сфере ипотеки».
Однако ФМС, подписывая договор о сотрудничестве, очевидно, планирует решить и другие государственные задачи. Вчера глава ФМС Константин Ромодановский напомнил, что в Россию ежегодно прибывает порядка 20 млн иностранцев (половина из них находится в стране нелегально), что вызывает целый букет проблем. Нелегалы преимущественно уходят от уплаты налогов: подоходный налог для иностранцев, напомним, составляет 30%, а до общероссийских 13% он сокращается лишь после шести месяцев непрерывного пребывания иностранца в России, когда он получает статус резидента. Свои зарплаты, по данным господина Ромодановского, гастарбайтеры не тратят в России, а отправляют на родину: «По данным Центробанка России, в 2006 году мигранты вывезли из страны более $3 млрд в виде денежных переводов и более $10 млрд — наличными. За рубеж уходит до 70% заработанных ими средств при совокупном годовом заработке $20 млрд. Доходы, например, таджикских гастарбайтеров равны двум национальным бюджетам Таджикистана, а сумма денежных переводов, отправляемых грузинскими мигрантами из России, составляет 20% ВВП Грузии». Однако главной проблемой, по мнению главы ФМС, становится «увод денежных потоков в теневой сектор и отмывание преступных доходов», которые могут стать «подпиткой для терроризма».
Соглашение создает еще одну площадку для использования миграционных инструментов в госполитике. Напомним, что в момент обострения российско-грузинских отношений ФМС объявила о прекращении выдачи разрешений на работу в России для грузинских граждан. Ведомство принимало активное участие в разработке нормативных актов, которые ограничивали присутствие иностранцев в некоторых отраслях российской экономики (например, работы на розничных рынках), и именно сотрудников ФМС делегировали на места проверять, как исполняются новые законы. Соглашение, которое, по утверждению пресс-службы ФМС, приведет к «созданию правового поля для обмена информацией с личными данными граждан в деловом порядке», позволит задействовать ФМС и на финансовом поле (в разгар антигрузинской кампании в Думе звучали предложения прекратить почтовые денежные переводы в эту страну).
Версию о новых «экономполитических задачах» ФМС подтверждает и депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин: «Учет денежных переводов позволит спокойнее реагировать на дискуссии, кто у кого что вывез и кто съел чье сало. В политике ряда государств, чьи граждане массово трудятся в России, нет ни следа беспокойства, что станут делать эти люди, если отношения между нашими странами ухудшатся. В Грузии приток денег в страну от трудовых мигрантов сопоставим с объемом западных инвестиций. Раньше мы этого не учитывали, а сейчас при принятии внешнеполитических решений имеем право обращать на это внимание».
Юлия ТАРАТУТА