Национальный банк Белоруссии с 2008 г. может отказаться от привязки прогноза курса белорусского рубля к российскому. В проекте основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год говорится, что единственным монетарным ориентиром банк будет использовать обменный курс белорусского рубля к доллару. По мнению экспертов, возможной целью этого шага является улучшение баланса внешней торговли Белоруссии.
Сейчас курс белорусского рубля привязан к российскому рублю в рамках коридора плюс-минус 4% и к доллару (плюс-минус 2,5%). За первое полугодие номинальный обменный курс белорусского рубля к доллару снизился на 0,2%, к российскому рублю — на 3,5%, к евро — на 4,4%.
Положение об отказе от привязки белорусской валюты к российскому рублю содержится в подготовленном нацбанком проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики» на 2008 г. Предполагается, что в 2008 г. белорусский рубль будет привязан лишь к доллару в рамках коридора плюс-минус 2,5% по отношению к курсу на начало года. По данным «Интерфакса», в «Основных направлениях» признается, что 2007 год Белоруссия завершит с отрицательным сальдо торговли товарами и услугами в размере $620 млн (импорт — $28,85 млрд, экспорт — $28,23 млрд). В начале 2007 г. достижение положительного сальдо внешней торговли декларировалось президентом страны Александром Лукашенко в качестве одной из главных задач правительства премьера Сергея Сидорского.
Зато в 2008 г., говорится в документе, экспорт увеличится на 16% при росте импорта лишь на 11,3%, что позволит достигнуть положительного сальдо счета текущих операций около $700 млн. При прогнозируемом дефиците капитального счета в $370 млн платежный баланс Белоруссии в 2008 г. планируется свести с положительным сальдо в $330 млн.
По мнению руководителя белорусского аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, прогнозы опережающего роста белорусского экспорта в 2008 г., скорее всего, нереалистичны и отражают установки политического руководства Белоруссии.
С точки зрения нацбанка, одновременная привязка белорусского рубля к российскому рублю и доллару затрудняет проведение оперативной курсовой политики, а привязка курса белорусского рубля к доллару позволит обеспечивать его относительную стабильность и одновременно достаточно эффективно сдерживать инфляцию. По мнению руководителя белорусского Исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, белорусское руководство исходит из того, что в 2008 г. продолжится снижение курса доллара по отношению к рублю и евро, это повысит конкурентоспособность белорусских товаров на двух главных экспортных рынках — европейском и российском — и облегчит достижение положительного сальдо торгового баланса.
Решение о привязке к доллару связано со стремлением повысить ценовую конкурентоспособность белорусской продукции, соглашается Заико.
По словам руководителя минского исследовательского центра Ecoom Сергея Мусиенко, отказ от привязки к рублю — реакция на позицию российских нефтяных и газовых компаний, настаивающих на расчетах с союзной Белоруссией в валюте третьей страны — долларах, а сами белорусы были бы заинтересованы в ведении расчетов за российские энергоносители в российских рублях.
Реальная заинтересованность Минска в расчетах в российских рублях за нефть и газ может объясняться надеждами на то, что это позволит задержать приведение цен на российские энергоносители к рыночному уровню, считает руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев.
Хотя экономики двух стран тесно интегрированы, они очень разные, поддерживает решение белорусских властей главный экономист «Дойче Банка» Ярослав Лисоволик. Для России внешний шок — это цены на нефть, для Белоруссии более важны цены на сельхозтовары и машиностроительную продукцию. Раньше она частично реэкспортировала нефть и нефтепродукты, но по мере снижения объемов этих статей в экспорте в привязке к рублю все меньше смысла. Де-факто Белоруссия не смотрит на курс российского рубля последние пять лет, знает Лисоволик. По его мнению, отражение этого в основных направлениях денежно-кредитной политики — это скорее политическое заявление: Белоруссия не хочет валютной интеграции с Россией.
Василий КАШИН, Александра ПЕТРАЧКОВА