Число жалоб граждан на банки и другие организации, оказывающие финансовые услуги, в 2011 году заметно выросло, хотя и до этого было немалым. При этом необходимые в данной сфере с точки зрения экспертов законы так и не приняты.
В 2011 году в Роспотребнадзор от жителей России поступило более 21 тысячи жалоб на организации, оказывающие финансовые услуги населению. В 2010 году таких было 19 тысяч.
Стоит отметить, что порядка 3,5 тысяч жалоб в год поступает на финансистов от россиян в адрес финансового омбудсмана.
При этом в прошлом году доля решений судов первой инстанции в пользу Роспотребнадзора составила 85%, в 2010 она составляла 75%, а в 2009 году — 53%.
С 2008 года по 2010 год последовательно росло количество административных расследований — на 231% за три года — в отношении кредитных организаций.
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко считает, что со стороны россиян имеет место «бесшабашность во взятии кредитов, этому подыгрывают и банки». Кроме того, кредитные организации часто не могут адекватно оценить платежеспособность граждан.
«В договорах, которые заключаются, даже специалисту порой очень трудно разобраться. В условиях договора забюрокрачены такие риски, которые простому гражданину просто не разглядеть. В результате получается — человек выплачивает кредит, а потом оказывается, что он даже тело кредита не выплатил», — подчеркивает он.
По мнению экспертов, все этого свидетельствует о том, что законодательство в данной сфере недостаточно эффективно, а с принятием большого количества законов, о необходимости которых все говорят, власть не торопится. Речь идет и о законе о банкротстве физлиц, и о так называемом паспорте кредита и о нормативных актах, которые регламентировали бы работу коллекторов.
Последние, кстати, имеют с Роспотребнадзором долгие отношения — год назад коллекторские компании подали на Геннадия Онищенко в суд в ответ на его выпады против их деятельности.
В декабре 2011 года животрепещущей темы коснулся и премьер-министр Владимир Путин, предложивший создать специальное агентство по защите прав заемщиков.
«При всем уважении к нашим финансовым учреждениям там очень часто творится произвол, особенно подальше в сторону от Москвы»,— сказал Владимир Путин на встрече с предпринимателями.
Заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков говорит, что сам лично видел кредитные договоры, в которых используется мелкий шрифт с растекающимися краями, а порой тексты договоров некоторых банков бывают чрезмерно сложными для понимания простыми гражданами.
Бывший заместитель председателя Центробанка РФ Геннадий Меликьян делился на банковском форуме, что он сам и его сотрудники ходили в банки и даже начинали процедуру оформления кредитов.
«Я смотрел, как проходит эта процедура. Я видел женщину, которая даже не прочитала договор. Когда я посоветовал ей прочитать его, она сказала: я все равно в нем ничего не пойму»,— поделился он.
Основная масса жалоб касается именно вопросов кредитования.
Справка
Сейчас на всей территории Европы кредиторы предоставляют потребителям информацию, независимо от сложности договора, в едином стандартном виде — паспорте кредита. Если паспорт кредита полностью заполнен, то у банка есть законная презумпция, что он выполнил свои преддоговорные обязанности по предоставлению информации заемщику.
Ирина ПОЛЯКОВА