Вчера Минфин опубликовал очередной вариант законопроекта о Росфинагентстве, создание которого лоббируется ведомством с 2009 года. Планы консолидации средств резервного фонда, фонда национального благосостояния (ФНБ), свободных остатков бюджетных средств и пенсионных средств в одном учреждении должны были докладываться Минфином президенту Дмитрию Медведеву еще 1 марта. Однако глава финансового ведомства Антон Силуанов не дождался президентского решения о судьбе агентства: вчера ему пришлось отстаивать будущие активы агентства на заседании президиума правительства у премьер-министра Владимира Путина.
Законопроект Минфина предлагает предусмотреть в Бюджетном кодексе право правительства учредить Российское финансовое агентство в форме ОАО. Выбор формы собственности организации, которой Минфин предлагает передать управление средствами резервного фонда и фонда национального благосостояния,— главное новшество документа: о создании Росфинагентства говорится с 2008 года — однако тогда его предлагалось организовать в форме госкорпорации. Однако в 2010 году президент Дмитрий Медведев инициировал проверки уже созданных госкорпораций генпрокуратурой и контрольным управлением президента и поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего существования такой организационно-правовой формы. Минфину пришлось вновь переписывать законопроект.
Кроме управления средствами резервного фонда и ФНБ (сегодня средства обоих фондов составляют чуть более 1 трлн руб.), последним вариантом законопроекта предлагается закрепить за Росфинагентством функции по всем операциям государственных долговых операций РФ и операциям с государственными ценными бумагами. Также агентству должны быть переданы полномочия по управлению временно свободными средствами федерального бюджета и пенсионных накоплений. Сегодня все эти функции распределены между ЦБ, Минфином и Внешэкономбанком. Минфин полагает, что «координация функций в рамках одного института создает предпосылки для скоординированного управления государственными финансовыми активами». Контроль за этим учреждением Минфин предлагает оставить за собой — в рамках полномочий, определенных бюджетным кодексом и на основе договоров (они должны будут включать инвестиционную декларацию, содержащую параметры, установленные правительством).
Еще в феврале 2012 года заместитель главы Минфина Сергей Сторчак сообщал, что по Росфинагентству существует «поручение президента — к 1 марта в очередной раз доложить, где мы находимся». По его словам, иметь такое ведомство — «давняя мечта» Минфина, но пока о технике, политике, стратегии и последствиях его создания идут дискуссии. О результатах доклада ни в Кремле, ни в Минфине не сообщалось. Правительство, заседание президиума которого прошло вчера в Белом доме, также не стало обсуждать планы Минфина по созданию Росфинагентства: пока в Белом доме не берутся со стопроцентной уверенностью говорить о судьбе даже действующих ведомств в составе нового правительства.
Тем не менее уже вчера главе Минфина Антону Силуанову пришлось вступить в схватку за будущие активы Росфинагентства. На заседании президиума правительства он сообщил премьеру сразу о двух бюджетных проблемах. Во-первых, федеральный бюджет исполняется с дефицитом второй месяц подряд — по итогам февраля дефицит составил 245 млрд руб., что господин Силуанов пока объясняет активностью ведомств в освоении запланированных бюджетных средств. Но во-вторых, пока с опережением плана растут только нефтегазовые доходы бюджета, а они по итогам года должны быть направлены в резервный фонд. Глава Минфина осторожно заметил, что «оснований тратить эти допдоходы на расходы нет», но однозначной поддержки не получил. Владимир Путин подтвердил лишь, что соблюдение макроэкономических показателей остается «важнейшим приоритетом правительства», но «этот текущий дефицит можем гасить из этих доходов, имея в виду, что в целом по году соответствующим образом должны будем все отрегулировать».
Петр НЕТРЕБА