Десятки миллионов рублей потеряли москвичи в банковских ячейках. Ни одно из известных расследований не дало результатов — виновные не были найдены. Вернуть потерянное смог только один человек, который целый год пикетировал здание банка. А другой москвич уже год пытается добиться возврата утраченного через суд. Но, как утверждают опрошенные «МН» эксперты, доказать сам факт пропажи из ячеек практически невозможно.
Как рассказал корреспонденту «МН» один из пострадавших, Дмитрий Митько, он уже год судится с банком, где пропали его деньги. Первую инстанцию клиент проиграл и теперь ждет решения второй. В 2008 году он арендовал ячейку в отделении Юниаструм Банка на Таганской площади в Москве, а в 2009 году обратился в полицию с заявлением о пропаже денег. «8 декабря в ячейке лежало 20 тыс. евро, а 15 декабря денег уже не оказалось», — вспоминает он. В банке ему сказали, что «пропажа невозможна», и он обратился в ОВД «Таганское». По словам Митько, уголовное дело возбуждали долго, так как банк сообщил, что ключ от ячейки был только у его арендатора. «Хотя в день пропажи сотрудник банка сказал мне, что второй ключ от ячейки хранится «за семью печатями» в головном офисе», — утверждал Митько.
Дело завели лишь в марте 2010 года. Однако следствию не удалось установить виновных в пропаже денег. Как пояснили «МН» в следственном отделе Таганского ОВД, дело может быть возобновлено в случае появления новых фактов: «Например, по отпечаткам пальцев будут найдены какие-то люди либо в ходе расследования другого дела появится информация».
В конце 2010 года Митько подал гражданский иск в Тверской райсуд Москвы, требуя от Юниаструм Банка вернуть похищенное. В марте прошлого года суд отказал в удовлетворении иска на основании документов банка о том, что ключ от ячейки существовал в единственном экземпляре, и он был у Митько. Сам потерпевший утверждал, что «мастер-ключ (открывает шкаф, где находятся ячейки. — «МН») доступен для любого сотрудника отделения, а личинки замков после клиентов не меняют, хотя обязаны это делать».
В Юниаструм Банке от комментариев отказались.
Свою историю рассказал «МН» и житель Москвы Руслан. Несколько лет назад он пришел в депозитарий столичного банка с компаньонами. Арендовали ячейку, но когда в присутствии сотрудника банка ее открыли, в ящике лежали чужие $150 тыс. «Сотрудник банка смутился, сообщил, что произошла ошибка, и закрыл ячейку», — рассказал Руслан.
Как говорит юрист московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Василий Моисеев, пытаться вернуть пропавшие из банковской ячейки деньги практически невозможно. «Трудно доказать сам факт пропажи денег, если нет следов взлома. А сам банк не несет ответственность за содержание ячейки, только за ее сохранность», — сказал юрист «МН». По словам Николаева, теоретически можно вернуть деньги, если удастся указать суду на упущения в системе безопасности банка, такие как легкий доступ ко вторым ключам от ячейки или отсутствие видеозаписи.
Правда, есть пример и удачного исхода подобных дел. Два года назад бизнесмен Анатолий Майоров обратился в полицию по факту пропажи 340 тыс. руб. из его банковской ячейки филиала БТА Банка на Павелецкой. Виновных не нашли, но Майоров не сдавался. «Я проводил пикеты у здания банка, обращался к журналистам, не раз ходил в сам банк и спрашивал, где мои деньги, и спустя год с лишним мне их вернули», — рассказал «МН» Анатолий Майоров.
Дмитрий ФЛОРИН