Госкорпорация «Внешэкономбанк» предлагает новую модель государственно-частного партнерства. ВЭБ готов кредитовать создание инфраструктуры под производственные площадки, возврат этих денег будет происходить за счет дополнительных налогов, которые региональные бюджеты получат от новых производств. Эксперты считают привлечение частного бизнеса в инфраструктурные проекты правильным, но указывают, что собрать пул инвесторов в рамках определенной территории будет непросто.
ВЭБ направил в правительство и Минэкономразвития предложения по повышению эффективности работы в качестве госкорпорации развития — поручения на этот счет президент и премьер давали еще в ноябре. Как рассказал в пятницу глава Центра государственно-частного партнерства (ГЧП) Внешэкономбанка Александр Баженов, ключевое предложение касается изменения подхода к государственному участию в финансировании крупных инфраструктурных проектов, связанных с комплексным развитием территорий. Сейчас создание необходимой инфраструктуры является тяжелейшей нагрузкой для бизнеса. Долгое время государство и ВЭБ в том числе пытались решить эту проблему с помощью тарифов. Вложенные средства должны были окупаться за счет установления инвестиционных надбавок к тарифу либо за счет долгосрочных тарифов, гарантирующих инвестору возврат денег. Но тарифные механизмы, по признанию Баженова, во всем мире плохо работают. Не удалось запустить их и у нас.
Предлагается другой способ. Проект по развитию инфраструктуры реализуется частным инвестором. Средства для этого он может найти самостоятельно, их готов предоставлять в том числе и ВЭБ, правда, если сначала расширят его возможности по привлечению средств. В итоге расчеты с инвестором производятся органом государственного или муниципального управления за счет роста налоговых поступлений от новых производств. Эти средства должны пополнять существующий в федеральном бюджете Инвестиционный фонд. В мировой практике такой метод называется tax increment financing, особенно широко он используется в США. Главное, по мнению Баженова, такая схема позволяет избавиться от финансирования инфраструктурных проектов за счет текущих доходов государства, поступление которых не гарантировано и излишне зависит от сырьевой конъюнктуры.
Эффективность такого подхода резко увеличится, если речь идет о создании инфраструктуры не для единичного производства, а сразу для множества проектов в рамках комплексного развития территорий. Речь идет о формировании территориально-производственных комплексов (ТПК), объединяющих множество предприятий самых разных отраслей. В этом случае созданная при участии бюджета инфраструктура может использоваться более рационально сразу всеми производствами ТПК.
В СССР происходило освоение территорий с формированием ТПК в районе Курской магнитной аномалии, на севере Западной Сибири, создан Братско-Усть-Илимский ТПК на юге Восточной Сибири и Южно-Таджикский ТПК. Единственный подобный проект, реализацией которого государство пыталось заниматься в постсоветский период, — это Южно-Якутский ТПК. Баженов считает, что именно южно-якутский проект мог бы стать опорным и модельным для реализации программы развития Дальнего Востока и байкальского региона. Сейчас глава МЧС Сергей Шойгу предложил создать корпорацию развития Дальнего Востока и байкальского региона. Похожим по формату является проект ВЭБа в Калужской области, где на базе расположенных там зарубежных автосборочных предприятий развивается кластер автокомпонентов.
«В формировании ТПК есть очевидные экономические выгоды», — соглашается директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Но трудно представить, что некий «пул инвесторов» из самых разных отраслей сам соберется для реализации своих проектов на какой-то территории. Поэтому критически важным для успеха новых территориально-производственных комплексов становится качество планирования, предупреждает Климанов. «Приход частного бизнеса в строительство инфраструктуры — это лучше, чем государство», — соглашается директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Но всех рисков эта схема не снимает, а только перекладывает часть их на бизнес. Эксперт не понимает, «как частный инвестор может гарантировать свою будущую прибыль»: «А если рыночная ситуация изменится». К тому же подобная модель пригодна далеко не для всех проектов. Например, железная дорога в Туву жизненно необходима для территории, но бизнесу она нужна только для вывоза угля на экспорт. Никакого другого производства там возникнуть не может, уверена Зубаревич.
Андрей СУСАРОВ