Внешэкономбанк просит власть дать ему право привлекать долгосрочные депозиты и размещать у себя средства госфондов. Рост пассивов необходим для увеличения поддержки экономики, объясняют в госкорпорации. Предложения ВЭБа малореализуемы: в России депозиты никогда не были долгосрочными ресурсами, говорят эксперты.
Существующий механизм формирования пассивов Внешэкономбанка необходимо развивать для увеличения инвестиций в российскую экономику, считают в госкорпорации. «Опыт иностранных банков развития показывает, что источники формирования пассивов привязаны к развитию внутренней экономики», — рассказал директор Центра государственно-частного партнерства (ГЧП) ВЭБа Александр Баженов.
Пассивы ВЭБа сейчас создаются за счет капитала, формирование которого происходит за счет бюджета, и привлечения займов на внутреннем и внешних рынках.
Этим «мы ограничиваем возможности развития по стоимости и объемам привлечения ресурсов, а также вынуждены принимать риски, не связанные с долгосрочным финансированием развития», говорит Баженов.
ВЭБ предлагает дать ему возможность привлекать долгосрочные депозиты, а также размещать у себя на регулярной основе определенные категории резервов или средств государственных фондов. Соответствующие предложения ВЭБ внес в правительство, выполняя поручения президента по совершенствованию деятельности госкорпорации, откликаясь на предложения доклада рабочей группы Госсовета по региональному развитию, представленного 11 ноября прошлого года в Хабаровске. «Такие предложения требуют доработки нормативно-правовой базы банка, которая позволяла бы на регулярной основе формировать пассивную базу, целевым образом назначенную на долгосрочное развитие», — пояснил Баженов.
Одним из примеров может служить формирование пассивной базы во французском банке развития. «Во Франции при покупке квартиры покупатель на 60 дней должен 10% от стоимости сделки положить на депозит. Эти депозиты, вкладываемые в рамках нотариального обеспечения сделок по недвижимости, размещаются на счетах банка развития.
Таким образом, у него существует постоянный финансовый поток, который связан с развитием определенного рынка. Возникает существенное развитие пассивной базы», — рассказал Баженов.
Более того, базу пассивов французского банка развития формируют и долгосрочные депозиты населения, обеспеченные и поддерживаемые государством (сберегательные продукты, которые гражданин может открыть лишь один раз на свое имя, депозит не превышает 10 тысяч евро, продвигаются через коммерческие банки). Бразильский банк развития фондируется за счет целевых отчислений от деятельности предприятий. «Мы таких предложений не вносили, но этот опыт показывает, что такие источники могут существовать. Применительно к российской ситуации должны быть сформированы подходы, которые соответствуют российской нормативно-правовой базе», — признает Баженов.
У экспертов планы ВЭБа вызывают сомнения. «У ВЭБа нет банковской лицензии — он не может привлекать депозиты, тем более у физлиц. В нынешней ситуации, когда темпы роста вкладов замедлились с более чем 35% в 2010 году до 20% в 2011 году, трудно представить, чтобы коммерческие банки отдавали часть своей ресурсной базы другой финансовой структуре. Это очень конкурентное поле», — говорит вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев, входивший в рабочую группу по формированию концепции создания банка развития в России. По словам эксперта, функции чисто коммерческого банка повышают риски управления ВЭБом: «У нас нет понятия срочного вклада. ВЭБ попадает в некие ножницы — работать с депозитами до востребования и вкладывать их в длинную». «Вклады физических лиц не являются в российских реалиях долгосрочным ресурсом. Многие банки даже вынуждены долгосрочными вкладами управлять как ресурсами до востребования или квази до востребования, держа под них повышенные ликвидные активы», — соглашается генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников.
Размещение средств госфондов на регулярной основе в ВЭБе более логично, говорят эксперты. «ВЭБ мог бы управлять резервными фондами с учетом того, что госкорпорация управляет пенсионными накоплениями граждан», — говорит Мурычев. «Государство где хочет, там и размещает свои средства. Если сейчас практика размещения этих средств сложилась в основном в государственных коммерческих банках, то ничто не мешает размещать средства в ВЭБе», — добавляет Матовников. Но это может противоречить идее создания Росфинагентства, которому предполагается передать полномочия по управлению временно свободными средствами бюджета, нацфондами, пенсионными накоплениями.
Ольга ТАНАС