С 20 марта ставки по кредитам без обеспечения в Сбербанке составляют 18—22% годовых, по кредитам под поручительство физлиц — 17—21%. Размер повышения составил 2 процентных пункта.
На прошлой неделе президент Сбербанка Герман Греф заявил, что банк хотел бы заработать на повышении ставок по кредитам, но не станет этого делать, пообещав заморозить на год ставки на ключевом для себя розничном сегменте — в ипотеке. «Сейчас мы находимся значительно ниже рынка и фактически уже больше года не меняли ставки [по ипотеке], — сказал он. — Можно было бы, подняв ставку, заработать на этом рынке до конца текущего года дополнительный доход». Однако Сбербанк не будет этого делать, в силу того что «мы являемся маркет-мейкером на рынке ипотеки» и «пытаемся балансировать между нашей коммерческой составляющей и нашей ответственностью за развитие тех или иных рынков».
Представитель Сбербанка не смог прокомментировать причины повышения, но подтвердил, что банк не планирует повышать ставки по ипотеке.
При этом с начала года Сбербанк дважды повышал ставки по вкладам населения — в среднем на 0,5—1,2% годовых.
Удорожание одного из главных кредитных продуктов банка — портфель потребкредитов у Сбербанка на 1 марта составлял 1 трлн руб., или более половины всего розничного портфеля (1,9 трлн руб.), — может переломить эту тенденцию. «Это разумное решение в ответ на повышение ставок по депозитам», — считает вице-президент ВТБ 24 Иван Лебедев. «Повышая ставки по потребкредитам, занимающим значительную часть в розничном портфеле, Сбербанк, вероятно, хочет увеличить маржу, которая находится под давлением от повышения ставок по вкладам», — считает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.
Даже после повышения ставок потребительские кредиты Сбербанка остаются конкурентоспособными. Средний уровень ставок по таким кредитам на рынке составляет сейчас 22—23%, говорит Лебедев. ВТБ 24 держится в этих же границах. Райффайзенбанк выдает потребкредиты под 21,5—23,5% годовых, говорит Степаненко.
Поскольку ставки Сбербанка остаются одними из самых низких на рынке, на объемы выдачи потребительских кредитов повышение ставок вряд ли повлияет, полагает Степаненко. Если в ипотеке повышение ставок даже на 0,5% годовых чувствительно — клиенты уходят в другие банки, то на рост стоимости потребкредитов люди реагируют более спокойно, добавляет Лебедев.
Большинство банков повысили ставки по потребкредитам еще прошлой осенью, компенсировав увеличение стоимости привлечения депозитов, поэтому сейчас рынок вряд ли последует за Сбербанком, считают банкиры. «Мы пока повышение не планируем», — уверяет Лебедев. Сбербанк идет с лагом к рынку, соглашается Степаненко.
Почем доллары
19% годовых составляет теперь максимальная ставка по потребительскому кредиту Сбербанка в валюте. Эти займы подорожали на 0,5—3,5 п. п.
Наталия БИЯНОВА, Татьяна ВОРОНОВА