Мировой экономике не хватает наличных. Она задыхается: кредиты слишком дорогие, платить нечем. Кажется, впору заниматься бартером. Помните, как это было у нас в 1990-х? Тогда, отчаявшись удержать рост цен, наш Центробанк просто перестал печатать рубли. Нет денег — нет инфляции. Начался тотальный бартер. Зарплату выдавали пуховиками, мылом… некоторым счастливчикам — водкой. И вот сегодня то же самое происходит в планетарном масштабе. Только вместо водки — ипотечные облигации и прочие ценные бумаги. Денег не хватает всем — от заокеанских работяг до миллиардеров-спекулянтов.
А началось все с американских бедолаг, которым почему-то дали кредиты, которые нечем возвращать. Такой горе-нацпроект по-американски. За океаном этих людей презрительно называют subprime — это такой подкласс в классе надежных заемщиков с постоянной работой и кредитной историей. У субов с доходами проблемы.
Представьте: у Билла жена и двое малолетних детей, они ютятся в съемной квартирке и очень хотят иметь свой дом. Такую американскую мечту с гаражом и лужайкой. Одна беда — у Билла непостоянные заработки, он никогда не покупал в кредит ничего дороже стиральной машинки. А тут ему ипотечная компания вдруг дает денег. Много. На дом. Несколько лет назад это считалось главным достижением Америки — доступная ипотека. Но некоторое время назад ипотечные кредиты стали выдавать всем кому не лень. Есть у тебя деньги, нет денег. Без справки о доходах, без первоначального взноса и пр. Все потому, что с начала 2000-х годов, придя к власти, Буш сделал ставку на дешевые деньги — чтобы оживить экономику. Ставка рефинансирования однажды побывала даже на отметке в 1%. Как следствие, в США начался кредитный бум. Далее ставки лишь росли, а заемщики перестали справляться с платежами. Ситуацию подпортила инфляция. В общем, когда процентную ставку довели до 5%, в стране уже вовсю гремели личные банкротства. Дальше все знакомо: Билл деньги берет… на радостях выплачивает… ну, может, пару лет. Но потом деньги заканчиваются, его увольняют с очередной работы. Он банкрот, дом пускают с молотка.
Демократы в конгрессе точно знают, кто виноват в дефиците денег. Ведь это Джордж Буш позволил ипотечным компаниям раздавать деньги направо и налево. Он же растратил все деньги на свою войну и занял сотни миллиардов у китайцев. А заложником его политической борьбы теперь может стать весь мир. Есть еще одно неприятное обстоятельство, которое к курсу Буша не имеет прямого отношения. Многолетний рост цен на жилье в США закончился примерно год назад. И кредиты на покупку жилья брали в том числе спекулянты — продать подороже. Москвичам это тоже знакомо. Но американское жилье перестало дорожать, а расплачиваться надо. Это еще одна причина массовых невыплат и кризиса ликвидности.
Америке не хватает денег, но у
В итоге разного рода «ипотечных» бумаг на мировых рынках оказалось не меньше чем на $2 трлн. В них «сидели» все — от инвестиционных банков до пенсионных фондов. Сами эти консервативные фонды покупать ипотеку под subprime никогда бы не стали. А вот купить долги, например, у солидного Goldman Sachs — почему бы и нет? Почуяв неладное, банки стали, образно говоря, зажимать деньги. Почему так произошло? Дело не в $200 тыс., которые Билл не вернул. Инвесторы оценивают риски и часто преувеличивают их, закладывая свои страхи в размер процентов. Молчание ФРС, паника и неразбериха… — в такой ситуации нормальный банк скажет, что у него нет денег. Так, на всякий случай. Или заломит за кредит такой процент, что вы просто не потянете. Поэтому кризис ликвидности в США отчасти искусственный. То есть вам не дадут денег, будь вы даже инвестор с самой лучшей репутацией. Мало ли что… Ничего личного, вам скажут — просто если все накроется, вы ведь тоже долг не отдадите. Это называется уже ожиданиями рисков. Вещь опасная, нарастает как снежный ком. Вроде и причин паниковать особых нет, а банки уже ввели чрезвычайное положение.
Спохватились в США и Европе совсем недавно и, может быть, поздно. Включили печатный станок — берите под низкие проценты, только не загубите нам экономику. ФРС отстегнула скромные $38 млрд, Европейский ЦБ — в 10 раз больше. Денег не жалко, подумал глава ЕЦБ Клод Трише, а вот если
Но финансовая инъекция не помогла. Будет ли результат от снижения ФРС учетной ставки? Инвесторы — народ безрассудный, храбрый, отмороженный… но пугливый. Пока они не увидят, что все налаживается, пока Бернанке не достучится до каждого, все будут бежать. Все уже убежали. Как говорит мой знакомый биржевик, «люди вышли в кэш, сидят, ждут, что будет дальше». Ждут и свой кэш в долг не дадут.
Федор ЧАЙКА